Прожив полную потрясений жизнь, Николай II и его жена Александра Фёдоровна сохранили до конца любовно-восторженное отношение друг к другу. Их медовый месяц длился более 23 лет. О глубине этих чувств мало кто догадывался в то время. Лишь в середине 20-х гг., когда в России было опубликовано три объёмистых тома переписки царя и царицы (около 700 писем), открылась история их безграничной и всепоглощающей любви друг к другу.
Через 20 лет после свадьбы Николай записал в своем дневнике: "Не верится, что сегодня двадцатилетие нашей свадьбы. Редким семейным счастьем Господь благословил нас; лишь бы суметь в течение оставшейся жизни оказаться достойным столь Его милости".
В 1886 г. в гости к великой княгине Елизавете Фёдоровне приехала её родная сестра принцесса Гессен-Дарм-штадтская Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса. 14-летнюю девочку ждало множество развлечений, поездок и знакомств. Одно из них определило её судьбу. Алисе был представлен наследник российского престола великий князь Николай Александрович, будущий император Николай II. Молодые люди быстро нашли общие интересы, после отъезда Алисы началась их переписка. А через два года Алиса приехала в Россию на смотрины как потенциальная невеста будущего императора.
Любовь двух молодых людей к этому времени стала для всех очевидной. Однако Александр III и Мария Фёдоровна выступили против брака Николая и Алисы. Царь считал наследника еще слишком юным (Николаю на тот момент было 20 лет), а Мария Фёдоровна высказалась против того, чтобы женой её сына была немка - Германия в 1864 г. отторгла от её родной Дании провинции Шлезвинг и Голштинию. Отвергнутой Алисе пришлось пережить подчеркнутую неприязнь российского двора, где все стали относиться к ней с нарочитой иронией и пренебрежением.
... Прошло шесть лет. В 1894 г. резко обострился нефрит (болезнь почек) у Александра III. В начале осени положение стало угрожающим. Великий князь Михаил Николаевич, в разговоре с императором открыто высказал опасения всех Романовых: в случае смерти царя могли возникнуть осложнения церемониального характера при вступлении наследника на престол в связи с тем, что тот еще не женат. Неожиданно выяснилось, что Николай не хочет слышать ни о ком другом, кроме Алисы Гессенской.
Отвергнутую когда-то принцессу срочно вызвали в Россию.
20 октября Александр III умер. В дни траура по царю-миротворцу тихо и незаметно состоялась свадьба Николая и Алисы, нареченной после принятия православия Александрой Фёдоровной.
При дворе сразу же проявилась замкнутость и отчужденность Александры. Она подчеркнуто сторонилась тесного общения со своими новыми родственниками, тяготилась официальными церемониями, пренебрежительно относилась к светской жизни. Постепенно те же черты стали развиваться и у Николая II.
Николай искренне обожал свою жену. Она стала для него главным авторитетом, с ней он обсуждал все важнейшие государственные дела. Без сожаления царь расставался со своими придворными, которые были неугодны Александре, даже если знал их с хорошей стороны много лет. Он полностью принял сторону жены, когда произошла размолвка между ней и вдовствующей императрицей. И хотя Николаю удалось добиться их внешнего перемирия, Мария Федоровна отказалась жить вместе с семьёй старшего сына. С легкой руки Александры при дворе российского императора появились различные "провидцы", странники, юродивые. Имевшая диплом доктора философии императрица страстно увлеклась ясновидением.
Со временем Александра Фёдоровна стала открыто позволять себе вмешиваться в государственные дела супруга.
В царской семье родились пять детей: великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия и цесаревич Алексей. Пьер Жильяр, педагог царский дочерей, вспоминал: "То, что было самого лучшего у этих сестер - это их простота, естественность, искренность и безотчетная доброта". Характерна и запись в дневнике священника Афанасия Беляева, которому в пасхальные дни 1917 г. довелось исповедовать арестованных членов царской семьи. "Дай Бог, что бы все дети были столь же нравственно так высоки, как дети бывшего царя. Такое незлобие, смирение, покорность родительской воле, преданность безусловная воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи, страстной и греховной, меня привело в изумление", - писал он.
В семье императора царила атмосфера согласия, любви и покоя. Здесь Николай всегда отдыхал душой.
8 апреля 1915 г., накануне очередной годовщины помолвки, Александра Фёдоровна написала мужу: "Дорогой, сколько мы пережили тяжелых испытаний за все эти годы, но в нашем родном гнёздышке всегда было тепло и солнечно"....