Точных сведений о том, сколько граждан Российской империи отправилось на борту «Титаника» практически нет. Даже в то время газеты писали не о погибших или выживших соотечественниках, а лишь критиковали создателей корабля. А русские на судне были. По мнению некоторых исследователей, их количество могло достигать сотни человек. А вот писатель Михаил Пазин в своей работе «Русские на «Титанике» говорит всего лишь о двадцати.
Русский ли?
Сначала в газетах появились статьи о неком русском из Белостока (современная Польша), который пошел на подлость ради спасения. Журналисты утверждали, что молодой парень по фамилии Грудик, воспользовавшись паникой, переоделся в женское платье и занял место в спасательной шлюпке.
А спустя всего лишь пару недель эти же газеты писали о том, что переоделся в платье не русский, а ирландец Баркли. Правда, потом «дам», по версии некоторых европейских изданий, стало больше.
Кассир
Доподлинно известно о судьбе еще одного русского — Михаила Михайловича Жадовского, который являлся кассиром «Титаника».
На момент гибели корабля ему уже было 68 лет, он являлся отставным капитаном и некогда был богатым человеком.
Бедному дворянину после выхода в отставку не на что было жить, поэтому он не гнушался и гражданской службы.На «Титаник» Михаил Михайлович попал случайно. В Париже он познакомился с представителем компании «Уайт Стар», который и предложил отставному капитану взять на себя кассу корабля.
Жадовский как главный кассир мог совершенно спокойно занять место в шлюпке и спастись. Но он этого не сделал. Передав все необходимые документы и кассу боцману, Михаил Михайлович остался на корабле и сказал: «Я останусь вместе с капитаном. Мне уже 68 лет, и жить все равно осталось немного, а деньги и без меня будут доставлены по назначению». И до тех пор, пока пароход не ушел под воду, он старался помочь женщинам и детям.
Такие разные судьбы
По последним данным, на борту «Титаника» нелегально находилась группа крестьян из Ростова-на-Дону (предположительно, 12 человек). Они хотели эмигрировать в Уругвай. И, надо сказать, их затея удалась.
Сначала крестьянам каким-то чудом удалось выбраться из уровня, 3 го класса. Ведь как только стало понятно, что корабль тонет, все входы/выходы там были перекрыты.
Затем ростовским крестьянам удалось продержаться на плаву до прихода откликнувшегося на сигнал SOS корабля. После они сумели все-таки добраться до американского континента и превратиться в фермеров. Спустя 15−17 лет некоторые из них вернулись в Россию, правда, уже советскую.
По легенде, у хутора возле Маныча (приток Дона, протекает по территории современных Ростовской области и Ставропольского края, а также по Калмыкии) как раз и живут потомки тех «гастролеров».
Есть еще сведения о неком казаке с Северного Кавказа по имени Михаил. Точно его фамилию так и не установили, но местные краеведы и историки считают, что он был Кучиевым.
Он сумел взять «нищенский» билет 3-го класса и отправился в путешествие, чтобы заработать денег на новый дом и свадьбу.
Спасла его случайность. Вечером перед трагической ночью он отравился. Поэтому отправился на палубу подышать морским воздухом. Но сразу сделать это у него не получилось — отсек был запаян. Каким-то образом ему все же удалось выбраться, а на палубе уже царили хаос и паника. К шлюпкам его, конечно, не пустили. Поэтому Михаил надел спасательный жилет и бросился в воду. Затем уцепился за деревянный обломок и даже умудрился спасти тонущую женщину. Ее, кстати, потом затащили в шлюпку, а казака оставили в ледяной воде. Но он остался в живых. Его подобрала «Карпатия».
Два года Михаил жил в Канаде, а потом вернулся. Но в 1930-е годы его, по одной версии, раскулачили и расстреляли. По другой, — он скрылся от советской власти в Сибири.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, вас ждёт много интересного!