В 1970-м году по улицам Будапешта проехал странный броневик - неплохо сделанный с характерными двумя диагонально расположенными башнями. Если бы броня была настоящей, а пулеметы - ПК, можно было бы предположить, что это машина Rendőrség для усмирения вечно недовольных венгров. Но нет, это просто продолжение советской традиции в которой слова "Ленин" и "броневик" слились воедино и стали неотделимы. Броневик стал личной броней Ленина. Вот эта традиция и , перекинулась на страны "народной демократии".
Строительство парадных "макетов" ленинского броневика, на должность которого был назначен Остин бронирования Путиловского завода, стало отдельной темой народного мифотворчества. Единичные "фанерные броневики Ленина" строились регулярно и по всей стране, но к 50-ти летию Октябрьской революции все "сорвались с цепи", практически в каждом городе, в зависимости от воображения рабочих в мастерских было создано огромное количество очень плохих и совершенно плохих макетов и моделей этой бронемашины. Но круче всего выступили в Москве и Ленинграде. В Москве построили девять очень близких к оригиналу реплик бронеавтомобиля на шасси ФИАТ Ижорского завода, образцом для которого послужил оригинальный броневик из музея ЦМВС, а в Ленинграде построили столько-же реплик близких к оригиналу Остина российского бронирования, оригинал которого так же был в наличии.
В 1970 году в Венгрии вожди компартии решили присоединится, хотя бы на словах и на картинке, к московским товарищам и для парада в Будапеште заказали строительство реплики "Ленинского броневика". За образец был взят утвержденный в головах московских небожителей образ броневика с диагонально-расположенными башнями. Шасси использовали от грузовика венгерского происхождения Csepel D-344.
То, что шасси было больше оригинального никого не смутило, узнаваемый образ растянули почти в два раза и получился самый большой макет Ленинского броневика в мире, несущего в себе черты и броневиков на шасси Остин и на шасси ФИАТ, этакий обобщенный образ броневика революции.
Броневик делали по заказу Венгерской ассоциации пионеров и Венгерской ассоциации обороны. Макет почти в масштабе 2:1, больше похожий по размерам на германский Бюссинг, был построен на заводе Транспортных машин в Будапеште (Budapesti Jármű KTSZ) с участием специалистов автозавода Чепель (Csepel Autógyár dolgozói). По неизвестным на причинам к производств макета броневика отнеслись очень внимательно и венгерская копия стала по качеству отделки и изготовления наверно лучшим макетом такого типа, превосходя заметно "советские" макеты на шасси ГАЗ-51А.
Поучаствовал в демонстрации в 1970 году броневик отправили в местный венгерский Ленинград - переименованный в честь 100-летия рождения Ленина из Тисаседеркеня (Tiszaszederkény) в Ленинварош (Leninváros). Напуганные броневиком жители Тисадеркеня и не думали протестовать (шутка). Там вплоть до нашего времени во дворе школы броневик и стоял, пока не был выкуплен частником и отремонтирован. Сейчас эта машина участник реконструкций, посвященных 1-й мировой войне и событиям революции в Венгрии в 1914-1920-м годах. А см Ленинград на Тисе, так и не став образцовым социалистическим городом, в 1991 году был переименован просто в Город на Тисе - Тисауйварош (Tiszaújváros)
О оригинальных броневиках и других макетах революционных бронемашин можно прочитать здесь:
Источники: https://magyarjarmu.hu/wp-content/uploads/2018/10/15814.jpg