Ее рисунки уведут вас в путешествие по переулкам памяти, в детство, в сновидения...
Возможно, это потому, что она годами работала в анимации, или потому, что за каждым изображением стоит более широкое повествование.
Или просто потому, что ей небезразличны персонажи, которых изображает.
Талант креативной художницы был воплощен в обложках известных книг, серийных анимациях для большого экрана и потоковых платформ, а также в иллюстрированных книгах для поклонников детской литературы всех возрастов.
Мы взяли интервью у Дарьи Герасимовой - художницы, создавшей иллюстрации к более 50 книгам, литератора, отмеченного наградами и престижными премиями, искусствоведа и художника-мультипликатора.
- Дарья, у вас есть редкая способность замечать то, что не видят большинство взрослых людей. Как вам удается тонко чувствовать и передавать в иллюстрациях важные вещи?
- Думаю, что это проявлялось постепенно, по мере взросления собственных детей. Сначала я придумала азбуку, которая учит счету. Следующей появилась книга-знакомство с рисованием, точнее, с необычными и нескучными форматами рисования. Мне всегда был интересен познавательный момент в любой деятельности, поэтому хочу чтобы ребенку тоже интересно было открывать прежде всего, что-то новое для себя.
- Чтобы так чутко чувствовать натуру детей нужно, наверное, знать потребности ребенка? Вы отталкиваетесь от того, как он видит то или иное явление, как воспринимает его? Или опираетесь на свое видение, свои ассоциации, немного детские изнутри?
- Я, скорее всего, отталкиваюсь от того, что было бы интересно моим детям. Когда я придумывала азбуку - мне было нужно понять, как конкретно моему ребенку будет интересно запомнить буквы. Чтобы он слету запомнил, как буковка превращается в какой-то предмет.
- У вас есть книга с, прямо скажем, необычными приемами рисования, для многих это будет открытием. Вы это тоже сначала испробовали на своих детях?
- Да, конечно! Во-первых, я сама этим очень увлекалась еще со времени учебы в художественной школе. Там было классическое, академическое образование, а хотелось чего-то более свободного, живого.
И когда преподаватель показал как еще можно рисовать, я сразу завела себе экспериментальную тетрадку с примерами. Со временем она превратилась, не побоюсь этого слова, в научную работу.
Когда появились свои дети, тетрадка эта мне очень пригодилась. Она - прообраз книги.
- Дарья, дайте совет мамочкам, как не раздражаться на детские художества, которые появляются везде: на обоях, мебели, одежде. Как не отбить интерес ребенка к рисованию? С чего начать?
- Ранее, в доме моих родителей, а сейчас и в моем доме, всегда лежала увесистая пачка обычной писчей бумаги, был свободный доступ к карандашам, мелкам, пластилину. Ребенок сам подходил к своему маленькому столику и что-то творил. Дайте ему свободу самостоятельно решать, когда рисовать.
- Сейчас уходить от академичности в образовании - мейнстрим, якобы классическая школа убивает исследовательскую мышцу у ребенка, пугает в какой-то степени. Как вы считаете, нужно все-таки академическое образование или пусть это будет спонтанная история?
- Ответ на этот вопрос подразумевает: о каком возрасте мы говорим. Пока ребенок маленький, примерно до 10 лет - надо давать возможность рисовать максимально свободно, пробовать разные материалы, фактуры, техники. Понять, что его притягивает, может это лепка, или даже собирание роботов.
А уже в подростковом возрасте давать серьезное базовое образование. Чтобы ребенок мог нарисовать человека, животное, предметы правильно. Знал как все устроено. А свобода, если она была, остается, никуда не уйдет.
- Над чем сейчас работаете?
- Для издательства «Настя и Никита», я прямо сейчас рисую эскизы к книге про деревья. Деревья необычные. Мы решили не делать много стволов с ветками, а изобразить характер каждого дерева. Поэтому книжка получается слегка в духе друидов: ясень выглядит в виде мага-волшебника, ива - девушка, склонившаяся к воде, вяз - богатырь.
Понимаете, для ребенка все эти палки, ветки, листья - достаточно однотипные, а раз так, значит нужно создать какой-то запоминающийся образ, характер каждого дерева. Одновременно с иллюстрациями работаю над стихами и информацией для чего используют каждое конкретное дерево, что из него делают. Например: шпалы для железной дороги, купола церквей или избы.
- На сайте «Бери-Твори» есть ваш курс «Необычное рисование». Это 15 потрясающих уроков необычных техник рисования. Есть благодарственные отзывы, в том числе от педагогов, мам детей с особенностями развития. Почему они полезны для них?
- Если мы берем ботинок и отпечатываем его на листе бумаги, понятно, что это хулиганство. Здесь хулиганства и свободы чуть больше, чем просто рисования. Для такого ребенка важно понять, что он может сотворить что-то необычное, что-то такое, что всех удивит.
Для особенных детей главное, что они тоже что-то могут, что получится, в итоге, красивым. В креативных техниках рисования сделать это проще всего. Это сразу освобождает ребенка от груза накопленных за жизнь требований. Это, действительно, важно.