Найти тему
Сергей Сдобнов

Мы больше не экзотика. Как Россия захватывает мировые культурные премии

Привет, меня зовут Сергей Сдобнов, я придумаю культурные проекты, пишу книги и работаю куратором в кинотеатре Пионер. На днях стало известно, что в основном конкурсе Каннского кинофестиваля покажут новый фильм Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе». Картина снята по одноименному роману Алексея Сальникова. И я подумал, какая Россия интересна мировым премиям и фестивалям.

Можно забыть о том, что есть какой-то один западный\восточный мир, который «воспринимает» Россию. Страна в этом плане мало чем отличается от фильма, картины или йогурта в Пятерочке - у каждого продукта своя аудитория.

«Петровы в гриппе» — история «простой» екатеринбургской (поставьте любой другой нестоличный город) семьи. Жена — библиотекарь, по ночам она охотится за мужчинами по улицам. Муж — неудачливый автослесарь, сын — как у всех. Первые главы многие читают с трудом, но тем, кто не бросить книгу в начале, открывается мистическое измерение русского человека. Этот человек живет в своем мире-без-фейсбука, смотрит Симпсонов, и не уезжает из своего города. И на такую Россию захотели смотреть в Каннах, потому что в кадре есть все европейские ценности и мечты, например: локальность — интересное случается там, где живет «обычный» человек и понимание, что внутренний мир героя важнее внешнего «социального» ада.

-2

Романс - там писательница определяет жанр книги - «Памяти памяти» Марии Степановой в конце весны вошел в шорт-лист Букеровской премии. Ранее так далеко в международных литературных соревнованиях забирались только Людмила Улицкая и Владимир Сорокин. Поэт Мария Степанова сплавляет три главные мечты русского интеллектуала: поиск себя, но не только через «культуру», а сквозь свою личную историю — Степанова ищет следы\архивы своего рода, желание быть частью глобального, а не только русского мира, и, конечно, стремление написать большой роман на неповторимом русском языке.

-3

Выступление Манижи на Евровидение зацепило зрителей по всему миру. Странную, уже не русскую, а российскую жизнь комментировали англичане, немцы, японцы — такой «говорящей о своих проблемах» России они не видели. Пользователи из России сначала ругали Манижу, потому что «их страна» — другая, и говорить про нее на весь мир надо иначе. Но потом и российские зрители увидели мировую реакцию, и смогли «перезагрузить» свое мнение. Кажется, еще немного - и у нас в стране даже начнут извиняться за необдуманные реакции и поступки.

Чем же похожи эти три культурные события — кино, книга и песня-клип? Во-первых, читать, смотреть и слушать их будет интересно в любой стране и не только в 2021 году. А во-вторых, есть в них увлеченность на грани безумия — исследовательского, повседневного или клипового — за эту необузданность помнят российскую культуру со времен Гоголя и Достоевского. Посмотрите сами «Ваню» Манижи, если «Бесы» Федора Михайловича уже слишком длинная книга для вас.