Найти в Дзене

Сатурн. Повесть. Часть 1

1. На барной стойке сияла пирамида бокалов, под высоким потолком поочередно мигали люстры. Огромные фотографии из спектаклей украшали темные стены, тяжелые бархатные шторы занавешивали дверь. Гулко шелестели голоса и позвякивали фуршетные тарелки. Тут и там толпились молодые драматурги, актеры, актрисы. Сверкали вспышками фотокамеры, репортеры брали у победителей интервью. Яна огляделась — ни одного дружеского лица. С однокурсниками она не сошлась. Избалованные московские мажоры, все они казались ей скучными и незначительными, погрязшими в чепухе, типа выбора цвета носков и фасона джинсов. Они были так далеки от настоящей жизни, от нее самой. Она, похоже, казалась им кем-то вроде экзотического животного. Вот и сейчас она шла и чувствовала на себе их взгляды. Многие знали про ее роман с Вадимом и теперь обсуждали. К черту! В дальнем углу пустовал барный стол. Она устроилась у него, обдумывая, что делать. Конкурс она не выиграла. В театр ее не возьмут. Никаких других предложений ждать не

1.

На барной стойке сияла пирамида бокалов, под высоким потолком поочередно мигали люстры. Огромные фотографии из спектаклей украшали темные стены, тяжелые бархатные шторы занавешивали дверь. Гулко шелестели голоса и позвякивали фуршетные тарелки. Тут и там толпились молодые драматурги, актеры, актрисы. Сверкали вспышками фотокамеры, репортеры брали у победителей интервью. Яна огляделась — ни одного дружеского лица. С однокурсниками она не сошлась. Избалованные московские мажоры, все они казались ей скучными и незначительными, погрязшими в чепухе, типа выбора цвета носков и фасона джинсов. Они были так далеки от настоящей жизни, от нее самой. Она, похоже, казалась им кем-то вроде экзотического животного. Вот и сейчас она шла и чувствовала на себе их взгляды. Многие знали про ее роман с Вадимом и теперь обсуждали. К черту!

В дальнем углу пустовал барный стол. Она устроилась у него, обдумывая, что делать. Конкурс она не выиграла. В театр ее не возьмут. Никаких других предложений ждать не приходилось. Цель, достижение которой ясно рисовалось в воображении еще день назад, оказалась столь же далекой, как была.

— Не желаете шампанского?

Официант, совсем мальчик, светлая растительность над верхней губой, бледные прямые волосы и курносый нос. Он держал поднос так, будто просил прощение. Яна улыбнулась, взяла бокал. Рукав платья сполз. Официант скользнул по запястью взглядом, лицо его вытянулось и замерло. Яна, досадуя, спрятала руку, но что-то тяжелое, мрачное уже шевельнулось в ее груди, и сразу же от жалости к себе глаза заволокли слезы. Зал расплылся пятнами, разъехались в стороны стены.

Обычно Яна выбирала папиков — безопасная и платежеспособная категория. Вадим же был старше всего на десять лет. Худощавый, темные, сияющие безумием глаза, волосы с проседью и крупный нос. В его внешности было что-то цыганское. И еще эта завораживающая асимметрия: одна половина лица плачет, вторая – насмехается. Странный, необъяснимый, талантливый ­— он предугадывал события, читал мысли и так убедительно ее хвалил. Она влюбилась. Принимала похвалу, как растрескавшаяся от засухи почва впитывает влагу. Никто никогда не верил в нее просто так, не стараясь получить ее. Ему она предложила себя сама.

И вот, выпускной этюд. Зрителям во время ее игры было скучно. Она всматривалась в зал, ослепленная светом рампы, в то место, где он сидел. Что-то беспокоило ее, предчувствие сжимало горло, и слова, которые она произносила, звучали фальшиво. Она выкрикивала реплики, будто метала в зал ножи: «Потому что в этой космической пустоте, вакууме, хочется прижаться к чему-то, но в тепле быстро разочаровываешься — все это слишком мимолетно, слишком быстро прогорает[1]». Зал уныло покашливал, шуршал обертками, смотрел в смартфон. Это был провал. Когда Яна спускалась со сцены, люди отводили глаза. Рядом с Вадимом сидела женщина. «Разреши представить, моя жена». Эта толстомордая уродливая корова? «Проходи, тут есть место», — он показывал на кресло с другой стороны. С одной — жена, с другой — любовница. Хорошо устроился. Тварь!

Яна прошла. Прошла и влепила ему пощечину. Хлопок был оглушительный. Зал замер. Наконец что-то интересное. Потом все снова задвигались, зашелестели, будто ничего не было. Будто и не заметил никто. Вадим выбежал из зала, из носа текла кровь. Жена за ним. Яна осталась на вручение дипломов. И не плакала. Не хотела на виду у всех.

Первого места ей не дали. Не дали и второго, и третьего. Приз зрительских симпатий, и то, потому что перед показом сказала про детский дом. Подачка из жалости. Картонный лист, рамка без стекла. И никаких предложений от театра. Хотелось швырнуть диплом в членов жюри.

Не хватало сейчас разрыдаться при всех. Яна заставила себя улыбнуться. «Ты красивее всех! — напомнила она себе.— Не смей распускать нюни!» И она мысленно оглядела себя, будто этим создавая свой образ. Завитые темно русые волосы, губы, гель-лак. Ресницы. Золотое платье. Вадим хотел нарядить ее в белый балахон, но она настояла на платье: обтягивающий корсаж, открытый лиф, из которого сияли полусферами груди. Юбка, пышная от талии, щедро открывала длинные стройные ноги, обутые в узкие туфли на каблуках и с тонкими ремешками.

В зале пахло закусками: сырами, нарезками, каперсами и жаренным мясом. Яна вспомнила, что весь день ничего не ела. Резкая боль, отзываясь на мысль, обожгла желудок. Но спазм тут же стих, затаился, продолжая едва заметно саднить в центре тела. Официанты с подносами скользили мимо. Она могла бы подойти к фуршетной линии и набрать канапе с паштетом, тарталеток с красной икрой, но такое простое действие казалось невозможным. Внимание окружающих замораживало, она стояла, как античная статуя, держала позу и улыбалась. Да и не смогла бы она ничего съесть. От эмоционального напряжения тело было натянутым, как тетива. Вокруг щелкали камеры. Яна развернулась к объективам «рабочей» стороной и грациозно склонила голову набок.

Мимо столика проскользнул тот самый официант, бросил на стол сложенную вдвое салфетку. Яна развернула. «Вы прекрасны, как орхидея. Разрешите проводить вас домой. P.S. орхидея – мой любимый цветок». Яна скептически улыбнулась и посмотрела на юношу. Он ставил на поднос пустые бокалы с соседнего столика и смущенно посматривал на нее. Она показала ему свой пустой бокал. Он кивнул и понесся за новым.

В зале вдруг зашумели, стали чокаться. Кто-то произносил тост. Леонид Захарович, худрук театра и председатель жюри, тучный пожилой мужчина. Он сидел за центральным столиком. Рядом с ним был Майкл, арт-директор, моложавый, претенциозно одетый, и Аркадия Марковна, та самая орг. дама, которая пригласила Яну на закрытый фуршет. Взяв новый бокал шампанского, Яна переместилась за барный столик рядом с руководителями театра.

— Извините, здесь занято, — робко сказала одна из блеклых девиц. На лице ее совсем не было макияжа, и Яне она показалась слепой.

— Я мешаю? – и, не дожидаясь ответа, Яна отвернулась. Девицы укоризненно между собой переглянулись и ретировались.

Леонида Захаровича Яна видела не впервые. Из Википедии она знала, что ему около семидесяти лет. Но выглядел он вполне фактурно: благородное и ухоженное лицо, растрепанная шевелюра, тяжелые брови, брылы и широкий нос. Портили впечатление вывернутые пухлые губы, которые теперь были влажны от коньяка. Он был дорого, но просто одет: синяя рубашка, галстук, строгие брюки, под нависающим животом ремень. В одежде сквозила расслабленная небрежность: верхняя пуговица на воротнике расстегнута, галстук спущен. Леонид Захарович, что называется, был у себя дома.

Яна в один миг ощутила весь расклад сил. Леонид Захарович был центром гравитации, которая расходилась волнами и действовала на всех, упорядочивая мир театра. Яна замечала это и раньше, на репетициях, которые он изредка посещал. Актрисы и актеры липли к нему. Он притягивал взгляды, смешки, внимание, разговоры. Но тогда Яна была увлечена Вадимом. А здесь, сейчас она осознала вдруг, кто с самого начала представлял истинный интерес. У Яны мурашки пошли по телу. До дрожи в диафрагме захотелось ему понравиться, влюбить в себя, и этим возвыситься над всеми. Ходили слухи, что Леонид Захарович плотояден, роли давал за вполне определенную благосклонность, а примой всегда делал свою фаворитку.

[1] Вадим Климов, пьеса «За искусство (Конец цитаты)»

........

Продолжение здесь