Найти тему

Ганс Франк, правозащитник Гитлера

Оглавление

Как ни парадоксально это звучит, но и у Адольфа Гитлера был свой защитник законности – Ганс Михаэль Франк. Ничуть не возражая против национал-социализма и уничтожения противников рейха, он был, тем не менее, убежденным правозащитником. Просто защитником того «права», которое создал фашизм. Самые бесчеловечные репрессии Франка ничуть не смущали – просто, как он считал, сажать и убивать государство должно строго по закону.

Это сейчас, когда говорят «правовое государство» или «диктатура закона», речь идет обычно о государстве демократическом. На самом же деле каждая политическая система, закрепившись во власти, пишет законы под себя, чтобы защитить свои интересы. А затем, опираясь на этот юридический фундамент, борется за «диктатуру закона». Были такие защитники и при нацистах.

Правовой энтузиазм Франка на вершине властной пирамиды рейха разделяли далеко не все. Скажем, Гиммлер, Борман и Геббельс считали, что труп врага хорошо пахнет вне зависимости от того, был он убит после «юридического крючкотворства» или задушен без проволочек в газовой камере, – главное результат. Интриги и конфликты между Франком и рядом влиятельных фигур рейха не прекращались долго. Однажды Ганс, выступая перед слушателями-юристами, даже обратился за помощью к вождю: «Фюрер, защити правозащитников!»

Адольф Гитлер, однако, тоже считал, что результат важнее юридической процедуры, и когда Франк своими жалобами вождю изрядно надоел, снял его со всех постов, оставив, тем не менее, в должности генерал-губернатора Польши. На этом месте, с точки зрения Гитлера, Ганс был рейху полезен. И, видимо, фюрер не ошибался, поскольку именно там опальный правовед, проявляя кипучую энергию, всеми силами и любыми средствами помогал рейху, за что и получил от поляков прозвище «Мясник Польши».

Ганс недаром сел на скамью подсудимых в Нюрнберге, стоило ему лишь оказаться не в своем родном, а в другом «правовом поле».

Ганс Франк. // Bundesarchiv, Bild 146-1989-011-13 / CC-BY-SA 3.0
Ганс Франк. // Bundesarchiv, Bild 146-1989-011-13 / CC-BY-SA 3.0

Карьерист: штурмовик, ветеран, адвокат

Поскольку родился он в 1900-м, в армию попал уже в самом конце войны и на фронт не успел. Изучал юриспруденцию в Мюнхене и Киле, в 1924 году защитил докторскую. Национал-социализмом увлекся рано, хотя есть свидетельства, что до этого некоторое время был сторонником Курта Эйснера (немецкого левого политического деятеля, участника Ноябрьской революции, первого премьер-министра Баварии). Но это увлечение быстро прошло. Уже в сентябре 1923 года Ганс вступил в СА - штурмовые отряды (нем. Sturmabteilung). Участвовал и в Пивном путче. В общем, он – самый что ни на есть ветеран фашистского движения.

Как личный адвокат Гитлера Ганс Франк защищал его на 150 различных процессах – до прихода к власти вождь судился часто. Выполнил он для своего клиента и деликатное поручение – провел тайное расследование, доказавшее, что в крови Гитлера нет ни капли еврейской примеси.

В конце концов Франк стал главным адвокатом партии, постоянно и регулярно отстаивая подопечных-нацистов в суде. Особую популярность в НСДАП Франк приобрел в 1930 году, когда представлял в военном трибунале интересы трех офицеров рейхсвера, обвиненных в принадлежности к нацистской организации. Процесс привлек к себе огромное внимание прессы, поскольку на нем показания против тогдашнего руководства Германии давал сам Гитлер.

Генерал-губернатор: колонизатор, рабовладелец, палач

Не удивительно, что после прихода нацистов к власти стремительно пошла вверх и карьера Франка, который с тех пор занимал в рейхе важные и престижные должности. Среди прочего был министром юстиции Баварии и рейхсминистром юстиции, основателем Института германского права, президентом Германской юридической академии и депутатом рейхстага. Однако наибольшую известность приобрел, получив польское генерал-губернаторство (Generalgouvernement) – на этой должности он прославился как один из главных организаторов масштабного террора в отношении поляков и евреев.

Расстрел польских граждан подразделением вермахта, 1939 год. © МИА "Россия сегодня", РИА Новости
Расстрел польских граждан подразделением вермахта, 1939 год. © МИА "Россия сегодня", РИА Новости

Оккупировав Польшу, Германия ряд районов аннексировала (Познань, Катовице, Поморье), а другую часть формально превратила в отдельное административно-территориальное образование – генерал-губернаторство, столицей которого стал Краков. Варшава тоже туда входила. Разумеется, немцы полностью контролировали власть на этой территории. И законы в генерал-губернаторстве действовали только немецкие.

На издававшихся в СССР в 1940-1941гг. географических картах генерал-губернаторство в Польше двусмысленно именовалось «Областью государственных интересов Германии». А граница между генерал-губернаторством и Германией соответствовала на этих картах государственной границе Германской империи с Российской империей до Первой мировой войны. Вот этим немалым куском земли и правил Ганс Франк.

Правда, на Нюрнбергском процессе он потом пытался убедить судей, что всей полнотой власти на самом деле не обладал, поскольку Гиммлер и другие люди из окружения Гитлера постоянно ему мешали, а часто вообще не ставили в известность о своих действиях. В чем-то это действительно было так. Тем не менее, полномочия губернатора были и без того весьма обширны, да и в целом власть над территорией принадлежала все-таки не кому-то другому, а непосредственно Гансу Франку.

Парад в Станиславе (ныне — Ивано-Франковск) в честь визита генерал-губернатора Польши рейхсляйтера Ганса Франка. © Public Domain
Парад в Станиславе (ныне — Ивано-Франковск) в честь визита генерал-губернатора Польши рейхсляйтера Ганса Франка. © Public Domain

Население на подотчетной ему земле было разделено на категории, имевшие очень разные права. Разумеется, наибольшие преференции имели немцы из Германии (райхсдойче), затем шли местные немцы (фольксдойче). На несколько порядков ниже в плане материального обеспечения и гражданских прав стояли украинцы и так называемые поляки-гурали (поляки-горцы, которых немцы объявили особым народом — Goralenvolk), затем шли прочие поляки и, наконец, полностью бесправные евреи. При этом Франк проводил в генерал-губернаторстве древнюю политику divide et impera (разделяй и властвуй): всячески стравливал украинцев с поляками, а тех и других натравливал на евреев.

Трамвайный вагон только для евреев. Варшава, октябрь 1940. // Bundesarchiv, Bild 183-L14404 / CC-BY-SA 3.0 © Theil
Трамвайный вагон только для евреев. Варшава, октябрь 1940. // Bundesarchiv, Bild 183-L14404 / CC-BY-SA 3.0 © Theil

К слову, законность действий его в данном случае не беспокоила.  «Я открыто признаю, - заявлял он, -  что наше правление здесь будет, возможно, стоить жизни нескольким тысячам поляков, в особенности из числа их духовной элиты… Речь идет о том, чтобы выполнить великую национал-социалистическую миссию на Востоке. Поэтому нашей целью не будет создание здесь правового государства… Тот, кто станет казаться нам подозрительным, будет сразу же ликвидирован». И добавил:

«С Польшей следует обращаться, как с колонией. Поляки станут рабами Великой Германской империи».

И выполнил обещанное: грабил «колонию» без зазрения совести и эксплуатировал поляков, как и положено рабовладельцу.