Найти тему
Максим Бутин

5261. АРИСТОТЕЛЬ…

1. В средней школе тамошние и тогдашние «методологи» на уроках физики и литературы учили меня, что познание есть познание причины. При этом причиной считалась лишь причина возникновения (по Аристотелю — генетическая). Именно поэтому искалась сила в качестве причины движения. И прообраз для литературного героя. А между тем найти человека, с которого списан герой — это ничего ещё не сделать для познания произведения литературы. Более того, прототипы и прообразы в познании произведения литературы, то есть идеальной причины произведения словесного творчества, не только не полезны, но часто и вредны. Ибо литературовед генетической складки на этом склонен успокаиваться: вот мол А. Т. Твардовский описал в стихотворении «Ленин и печник» не только всем известного В. И. Ульянова (Н. Ленина), но и печника по такой-то фамилии, такого года рождения и проживающего по такому адресу. Таким «познанием» не учитывается не только идеальная причина, то есть идея произведения, его идеальный образ, формируемый в уме читателя, но и целевая причина — ради чего создан такой образ, на какую публику направлен и чего от неё желал добиться. При этом и материальная причина — лексика, синтаксис, сюжет, композиция, жанр — тоже не на последнем месте должна оказаться при изучении текста. Ибо перечисленные средства в арсенале материальной причины суть средства формирования идеи, в её окончательной отделке они, несомненно, участвуют.

2. Очень важное для нас и исчерпывающее предмет учение Аристотеля о причинах излагает четыре причины: (1) генетическую, (2) материальную, (3) идеальную, (4) целевую. Первая есть причина возникновения нечто. Вторая говорит о материале, из которого состоит нечто. Третья говорит об идее, иначе называемой формой, нечто. Четвёртая раскрывает цель бытия нечто.

Итак, нечто (1) как-то возникло, возникло из (2) какого-то материала, этот материал (3) как-то преобразован в соответствии с идеей нечто, наконец, нечто получает (4) какую-то цель своего бытия.

Первая и последняя причины суть причины движения нечто. Причём (1) генетическая причина есть причина пассивного движения нечто, нечто порождаемо генетической причиной. А (4) целевая причина есть причина активного движения нечто, нечто само стремится к своей цели.

Вторая и третья причины суть статические причины нечто: (2) материал статуи и (3) готовая статуя.

3. Диалектика четырёх причин позволяет в статике видеть динамику и в динамике статику. В самом деле, в материальной причине можно и нужно видеть генетическую причину нечто — то, из чего. А в идеальной причине можно и нужно видеть целевую причину нечто — то, что. И наоборот, в генетической причине можно и нужно видеть материальную причину, в генетике происходят роды нечто в его материальности. А в целевой причине можно и нужно видеть идеальную причину. Ибо нечто лишь тогда полностью станет соответствующим самому себе, когда достигнет цели своего бытия.

Мною придумана мнемоническая формула, позволяющая наглядно представить всё учение о причинности: «(1) откуда — (2) подкуда — (3) надкуда — (4) докуда».

2021.06.11.

Наука
7 млн интересуются