К слову, заметил, что рассказы больше любит поколение постарше, а эпопеи – молодежь. Чем это обусловлено? Пожалуй, тем, что очень долгое время СССР был самым читающим государством в мире. Читали тогда везде, но чаще всего – в общественном транспорте. И пока едешь на работу или с нее в том же вагоне метро, как раз успеваешь прочесть короткую фантастическую историю.
Сейчас же любовь к многотомным эпопеям обусловлена безумной популярностью сериалов. Люди фанатеют с сериалов и ищут атмосферу в книгах, по которым эти киноленты были сняты, либо же с целью сравнить книгу и то, что происходит на экране.
Разменяв пятый десяток лет, могу сказать, что очень люблю рассказы, отношу себя к более старому поколению, однако и эпопеи тоже люблю. И в этом материале хочу рассмотреть мастеров коротких историй. Сразу скажу, здесь будут представлены исключительно классики фантастической литературы, никаких Нилов Геманов и Чайну Мьевиля вы тут не найдете.
Итак, погнали!
Роберт Шекли
Если вы интересовались вопросом, кто же пишет лучшие фантастические рассказы, в первую очередь, вам называли имя Роберта Шекли. Вот сто процентов. За свою длинную жизнь мэтр выпустил 15 сборников рассказов, Девять из которых были переведены на русский и изданы у нас. Вообще стоит заметить, что культовый статус Шекли имеет лишь на постсоветском пространстве. На Западе отношение к писателю было совсем другим. И это не совсем понятно, поскольку истории классик фантастической литературы выдавал просто потрясающие. В Советском Союзе и России у Шекли вышло аж 144 книги. С 1966-го года и по сей день. Это авторские. Антологии, журналы и межавторские сборники я не учитываю. Большая часть премий автора тоже получена в Восточной Европе. На Западе Шекли получил лишь одну «Небьюлу» и то как «Заслуженный автор», а не за какое-либо произведение.
У нас же его «Паломничество на Землю», «Седьмая жертва», «Абсолютное оружие», «Пушка, которая не бабахает» - просто знакомы каждому, кто хоть слегка интересовался фантастикой.
Эрик Фрэнк Рассел
Еще один пример автора, который в рассказах просто мастер. Даже Мастер. А вот с крупной формой у Рассела нелады. С другой стороны, большую часть творческого наследия британца составляют как раз рассказы. 13 сборников. 13, Карл! Абсолютное большинство историй – настоящие шедевры. Рассел принадлежит тому небольшому числу авторов, которые не опускаются ниже определенного уровня. Причем, рассказы Рассел выдавал совершенно разной тематики, от звездолетно-лазерных, до вдумчивого повествования о сделке с дьяволом в стиле Фауста… От саркастичной «Абракадабры», знакомой практически каждому любителю фантастики старшего поколения, до тонкой «Немного смазки»… Фэнтези, мистика, фантастика ближнего прицела, космоопера – Мастер легко чувствует себя в любом ипостаси. К сожалению, последнее время практически не издается. В отличие от тех же Шекли и других авторов из этого списка.
Генри Каттнер
Каттнеру и его творчеству на канале посвящены уже две статьи. Автор, о котором я не устану говорить никогда, пожалуй. Один из самых недооцененных мастеров жанра. Наиболее известен благодаря небольшим, но обаятельным циклам о Хогбенах и изобретателе Гэллэгере. Собственно, эти два цикла и сыграли с Каттнером злую шутку. После них его просто не воспринимали как автора, способного сделать что-то серьезное и вдумчивое. И совершенно напрасно, ведь львиная доля его произведений затрагивает вопросы либо на злобу дня, либо те, над которыми мыслители бьются веками. Кроме того, Каттнер в сороковые годы написал вещь, которую легко можно отнести к киберпанку. В сороковые. К киберпанку. Который появился в 80-е… Неплохо, правда?
Роджер Желязны
Моя особая любовь. Самый любимый автор. У Желязны я читал всё. То есть, вообще всё, что выходило на русском. Чуть меньше двух сотен произведений. То, какие разноплановые рассказы Роджер писал, и в каком количестве, навевало на мысли, что человеку мало 24 часов в сутках. Это был гений от фантастики. Самый настоящий. Сейчас так не пишут. Это хорошо и плохо одновременно.
Айзек Азимов
Нельзя было оставить список без этого гения. Человека, который в принципе привил всем нам любовь к историям о роботах. Человека, который стоял у истоков фантастической литературы, какой мы ее знаем сейчас. Человека, который придумал законы робототехники. Мастера, который очеловечил роботов. Во многих рассказах Азимова роботы показаны гораздо человечнее людей. И вот это горько. Горько, но правда. Самые знаковые сборники – это «Мечты роботов» и «Сны роботов». Выпущены в 1988-м и 1990-м годах, однако собраны из рассказов, которые Азимов писал, начиная с 1940-го. Практически каждая история – шедевр. Куча экранизаций, от «Двухсотлетнего человека», до «Я, Робот»…
Хочу сразу заметить, что это лишь первая часть статьи. Уже есть вторая, но выложу я ее чуть позже. А пока вы можете предположить, кто там будет.
Понравилась статья? Тогда ставь свой классический фантастический лайк и подписывайся на канал. У меня тут очень много интересного, а в планах – еще больше. И каждому я рад. Всех обнял-приподнял.