В историческом сериале "Анна Болейн", снятом режиссером Линси Миллером, черная британская актриса Джоди Тернер-Смит играет роль второй супруги короля Англии Генриха VIII Тюдора на пике ее власти, незадолго до ее драматического конца в мае 1536 года.
Еще до того, как был показан первый эпизод, некоторые жаловались, что выбор Тернер-Смит был исторически неточным, так как Энн была белой. Однако вся ее жизнь, дошедшая до нас- это переплетение правды, вымыслов и легенд. Поэтому, думаю, исполнение ее роли черной женщиной- это творческий момент, встающий в один ряд с этим вот всем.
Да и сам сериал признает свое место в этой традиции. Один из его слоганов гласит, что он “вдохновлен правдой ... и ложью”. Удивительно напряженное, загадочное выступление Тернер-Смит- последнее дополнение к длинной череде телевизионных и киносъемочных изображений Анны.
Две из самых запоминающихся-романтическая драма Чарльза Жарротта "Анна тысячи дней" (1969) с франко-канадской актрисой Женевьевой Буджольд в главной роли и сериал HBO "Тюдоры" (2007-2010), в котором британская звезда Натали Дормер играет пламенную Анну в модернизированных гламурных костюмах. В то же время эта Анна выписана в соответствии с ее исторической репутацией религиозного реформатора (Дормер настаивала на том, чтобы ее Анна поощряла использование английской Библии при королевском дворе).
Брак Анны Болейн с Генрихом VIII был непопулярен среди тех, кто оставался верен его первой жене, Екатерине Арагонской. Среди них были Юстас Шапюи и другие, часто анонимные, послы королевских дворов во всей Европе. Неизвестный автор испанской хроники распространял скандальные слухи о том, что Анна виновна в прелюбодеянии, за которое ее, в частности, обезглавили.
Итак, при жизни Анны и после ее казни факты и выдумки перемешались. Эту смесь фактов, слухов и легенд можно найти и в популярных исторических романах того периода. Некоторые из этих романов используют исторические неточности специально, чтобы указать читателям на отрывочные и часто клеветнические исторические записи, а также побудить их задаться вопросом: “Кто была настоящая женщина?”
Вы, возможно , знаете о первых двух томах трилогии Хилари Мантел, лауреата премии Томаса Кромвеля, Wolf Hall (2009) и Bring up the Bodies (2012), в которых Анна Болейн является главным героем. Эта Энн столь же амбициозна и безжалостна, как и любой из ее самых драматических экранных портретов, но также поразительно хрупка и уязвима на фоне подробного исторического фона.
До знаменитых бестселлеров Мантел были и другие вымышленные эпизоды из жизни Анны, которые подчеркивали ее историческую значимость, смешивая факты с выдумками, даже с фантазией. Энн в Саттон-Плейс Дэрин Лейк (1983) в минуту страха помогает колдуну наложить заклятие , понимая, что может не дать Генри того сына, который ему нужен.
"Тайный дневник Анны Болейн" Робина Максвелла (1997) использует форму дневника, чтобы представить себе самые сокровенные мысли Анны. Мы следуем за ней с первых дней ее пребывания при королевском дворе до ночи перед казнью. Большинство сочинений настоящей Анны потеряно для истории, но этот роман работает с нашим стремлением к “истинной” истории, представляя ее на эмоциональном и психологическом уровне.
У Сюзанны Данн в "Королеве тонкостей" (2004), похоже, такая же мотивация, как у Максвелла, когда он представляет себе точку зрения Анны Болейн в форме современного языка и сленга. В первом разделе книги Анна, обращаясь к своей дочери, будущей Елизавете I, хвастается, что, выйдя замуж за Генриха VIII, она “взяла старую Англию за горло”, оставив ее “измененной навсегда”. Это правда.
Как и другие романы, упомянутые здесь, роман Данн чрезвычайно хорошо исследован, но его преднамеренные неточности делают Энн тем, чем она неизбежно является для современной аудитории: женщиной, уничтоженной, а затем вспомненной всеми в качестве опередившей свое время-настолько, что она становится частью нашего времени.
Отчасти из-за того, что жизнь Анны Болейн закончилась именно так, все детали ее жизни не полностью известны. Некоторая художественная вольность неизбежна и важна для понимания вневременной силы ее истории. "Анна из исторических хроник" и "Анна из художественной литературы" - это одновременно и творчество, и возможность поразмыслить о ее историческом значении. Кстати, прекрасная актриса Алиса Фрейндлих тоже не особенно похожа внешне на Анну Австрийскую, к примеру. Однако эта роль- одна из ее звездных ролей.