Продолжаем наше путешествие веры и прибываем на шестую станцию - Елим: И отправились из Мерры и пришли в Елим; в Елиме же было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых деревьев, и расположились там станом.
Название «Елим» происходит от слова «Ель», что значит – господин, начальник. Это та станция, на которой мы всерьез задумываемся о наших господах и начальниках, о их роли в нашей жизни, и о пределе их авторитета. Напомню, что для того, чтобы попасть на эту станцию во время Исхода народ должен был выбрать между двумя господами: вполне видимым, осязаемым и влиятельным фараоном и невидимым Богом. И тот факт, что они оказались в пустыне, что покинули Египет - это свидетельство их выбора в пользу Бога.
Но ведь 430 лет они были под фараоном. Где же находится та граница, за которой остается только уйти от фараонов земных властей? Не восстать, не попытаться свергнуть - а взять и уйти от них? Как ушли израильтяне при Моисее? Как ушли, никуда не уходя, индийцы при Махатме Ганди? Вот мы эту границу сегодня, с Божьей помощью, постараемся и найти. И обратимся сразу к самому высокому авторитету - к словам Иисуса Христа:
13 И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове. 14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому‐либо, ибо не смотришь ни на какое лицо, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать по́дать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?
15 Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. 16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись?
Они сказали Ему: кесаревы.
17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему. Марка 12:13-17
Иисус четко провел линию между тем, что мы отдаем кесарю (властям) и тем, что отдаем только Богу. Что же это? Как далеко может идти "кесарь" в своих притязаниях на нас? На человеков? Что ему нужно? Что ему можно дать - а чего нельзя? Я постараюсь четко, конкретно, а потому несколько упрощенно и кратко ответить на эти чрезвычайно важные для всех нас вопросы.
Если совсем кратко, то вот два тезиса: (1) Одному лишь Богу принадлежит наше поклонение; (2) Вечный Закон Божий остается выше изменчивых законов человеческих. В этой же главе Евангелия от Марка мы читаем:
28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?
29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; 30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею», — вот первая заповедь! 31 Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей сих заповеди нет. Марка 12:28-31
Вот, на этих двух заповедях и должны строиться наши отношения - в том числе с властью. А теперь давайте подробнее и чуть конкретнее, с прицелом на нашу ежедневную реальность. Ну, и как историк - дам небольшую историю того, как "кесарям" присуще отбирать у людей больше, чем деньги. Настораживающая и отрезвляющая история.
Но, во-первых, напомню, что сказанное Иисусом Христом о двух величайших заповедях - любви к Богу и ближнему - это обобщение и сущность двух скрижалей Божьего Закона. Первая скрижаль, содержащая первые четыре Заповеди, говорит о любви к Богу. Вторая скрижаль, с оставшимися шестью Заповедями, говорит о любви к ближнему. Конкретно, по пунктам.
Когда иудеи искушали Иисуса Христа спрашивая Его о том, можно ли платить налоги кесарю - то есть римской власти - они надеялись, что Он обругает власть и скажет, чтобы ей не платили. И тогда они сразу обвинили бы Иисуса в бунте против Рима и использовали ту же римскую полицию, чтобы арестовать Иисуса. Поэтому они и предваряют свой вопрос такой вот лестью, чтобы Он "не увиливал".
А Он и не думал увиливать. Он четко очертил сферу кесаря. И, надо сказать к чести кесарей тех времен - они тоже знали свое место. И напрасно бунтовали тогда иудеи против власти Рима - потому и разрушен был Иерусалим римлянами в 70-ом году. Не видали они еще, иудеи времен Христа, оппрессивных кесарей.
Вот, есть такая еврейская мудрость: "Если беду можно отвести деньгами - хначит это не беда". Все, что хотел от них кесарь - это скромный налог, который сегодня показался бы смешным. Римлянам было абсолютно все равно - как там живут иудеи, во что они верят, чем занимаются, сколько их... Лишь бы люди здравствовали и платили свои скромные налоги.
И вот вам обещанный краткий обзор "эволюции" аппетита кесарей. За отправную точку берем ситуацию во времена Иисуса Христа, когда все, что требовали кесари - были деньги. И это казалось иудеям "слишком много", и они, не послушав Иисуса, пытались силой, бунтом добиться отмены налогов. И в ответ на это, или кто знает на что, кесари начали, будто по списочку, читая Закон Божий и вычеркивая заповедь за заповедью, наступать на то, что было не кесарево, а Божье.
Начали с Первой Заповеди, которая позволяла поклоняться только Богу. Начиная с конца сороковых годов н.э. кесарям вдруг понадобилось, чтобы их почитали, как божества, чтобы им поклонялись, приносили жертвы. Они думали, что это укрепит государство и их позиции. Это была та ситуация, которая в скором времени настигла ранних христиан. Уже в трудах апостолов, и в книге Деяний Апостольских отмечен тот новый выбор, перед которым оказались христиане: как ответить на этот вызов кесаря?
Я десятки лет читал лекции об истории Ранней Церкви, о десяти главных гонениях, которые произошли в период с 48 по 313 года. Это было время, когда христиане, верно платящие налоги, становились мучениками и умирали из-за того, что они отказывались поклоняться императорам.
Когда император Константин положил, наконец, конец этому геноциду христиан, губительному для империи, проблемы, однако, не закончились. Я не буду разворачивать в краткой статье перед вами историю того, как власти (государственные и церковные) последовательно наступали на Закон Божий, отменяя заповеди о непоклонении изображениям, о ритуализме (повторении имени Бога всуе), о субботе - хотя на эти темы я могу предметно преподавать месяцами.
Но нам надо еще успеть взглянуть, как "кесари" наехали и на вторую скрижаль Закона, регулирующую в свете любви отношения наши с ближними. Эти наезды начались в эпоху воинствующего атеизма. В нашей стране это было особенно, нарочито заметно.
Вся революция, как и вся последующая программа действий атеистического тоталитаризма была направлена на то, чтобы разрушить и эти оставшиеся заповеди. Начиналась эпоха новых "героев" - Павликов Морозовых, "сдающих" своих родителей, эпоха убийственных войн, эпоха сексуальной революции, эпоха грабежа имущества, стукачества на ближнего, завистливых желаний...
Выводы
Исход из Египта произошел потому, что фараоны окончательно обнаглели. Библия так и говорит о причине Исхода: "И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа" Исход 1:8. Если бы этот царь, как все другие цари, требовал от народа Божиего денег - деньги были бы, Исхода не было бы. Но он захотел большего - вплоть до контроля популяции, контроля рождаемости, контроля над жизнью, свободой и совестью человека, то есть над теми сферами, над которыми должен быть властен только Бог.
Почему падает последний Вавилон? Почему в Библии, особенно в Откровении Иоанна, так настойчиво звучит призыв выйти из него? Обратите внимание - выйти. По той же причине: Вавилон покушается уже не только на карман граждан, который и так для него весь открыт, он покушается на Закон Божий. Это, конечно, всегда оказывается самоубийственно. СССР стоял бы и доныне, цвел и пахнул, если бы не замахнулся на душу человека, на веру, на Закон Божий.
И не важно - как крепко и страшно выглядит то или иное государственное образование. Великий фараон Египта погиб в водах моря, а его страна пришла в упадок, когда он взял на себя не кесарево, а Божье. Великий Рим развалился, когда покусился на свободу христиан. Великий Советский Союз споткнулся о то же самое - упал, и не встал. Как в песне поется: "Кто на новенького?" Неужели не извлекли уроков? А Вавилон - чем выше возносится, тем больнее будет падать.
Это и есть самоубийственное "тонкое место" любого режима. Где тонко - там и рвется.