Найти тему
Сергей Ершов

Флот Китая превзошел США

Офицеры и солдаты военно-морского флота Китая готовятся к выполнению миссии сопровождения в апреле 2020 года. 35-й флот отправился в Аденский залив и воды у берегов Сомали для сопровождения гражданских судов. Фото: Синьхуа
Офицеры и солдаты военно-морского флота Китая готовятся к выполнению миссии сопровождения в апреле 2020 года. 35-й флот отправился в Аденский залив и воды у берегов Сомали для сопровождения гражданских судов. Фото: Синьхуа

Размер военно-морского флота Китая сокращает отставание от флота США, но пока у Китая только одна зарубежная военно-морская база.

США поддерживают около 800 военных баз более чем в 70-ти странах и территориях.

Председатель КНР Си Цзиньпин в 2015 году запустил программу военной модернизации, и с тех пор Китай вложил миллионы долларов в исследования и разработки новой военной техники.

Деньги, которые пошли на военно-морской флот, вызвали взрыв судостроения и расширили военно-морской флот Китая.

Согласно ежегодному докладу Министерства обороны США Конгрессу о военной мощи КИТАЯ за 2020 год, Китай превзошел США по численности военно-морского флота.

“КНР [Китайская Народная Республика] имеет самый большой военно-морской флот в мире, с общей боевой силой около 350 кораблей и подводных лодок, в том числе более 130 основных надводных комбатантов … Для сравнения, боевая сила ВМС США составляет примерно 293 корабля по состоянию на начало 2020 года”, - говорится в докладе, опубликованном в сентябре.

Аналитики заявили, что расширение военно-морского флота было направлено на защиту зарубежных интересов Китая, особенно в то время, когда Пекин начал инфраструктурные проекты за рубежом, но это также создало проблему. Некоторые аналитики считают, что у Китая слишком мало зарубежных баз, чтобы поддерживать свои амбиции.

Соединенные Штаты поддерживают почти 800 военных баз более чем в 70-ти странах и территориях, несмотря на недавнее закрытие сотен баз в Ираке и Афганистане, но у Китая есть пока только одна база в Джибути.

За два месяца до того, как китайская база в Джибути начала службу на Африканском Роге в августе 2017 года, влиятельный китайский военный советник Цзинь Инань призвал Пекин построить больше зарубежных баз для защиты отдаленных морских интересов Китая.

Как Пекин планирует модернизировать свои вооруженные силы?

“В прошлом мы говорили, что никогда не будем строить зарубежные базы, но теперь мы ее строим. Почему?” - сказал Джин. “Будет ли Китай копировать США в стремлении к гегемонии в мире? Нет. Наша цель лишь защитить китайские морские интересы.”

В то время как ВМС США намного превосходят ВМС НОАК по тоннажу, взрывной график судостроения Китая быстро уменьшает это преимущество. Управление военно-морской разведки США прогнозирует, что общая военно-морская “боевая сила” Китая к 2030 году составит около 425 кораблей и подводных лодок.

Китай обладает надежной и эффективной судостроительной инфраструктурой, в которой за последнее десятилетие более 20 верфей поддерживают строительство надводных кораблей ВМС, а также десятки коммерческих верфей, которые превосходят крупнейшие верфи США по размеру и пропускной способности.

Тимоти Хит, старший аналитик по безопасности из американского аналитического центра Rand, сказал, что Китай, обладающий крупнейшим в мире флотом, нуждается в большем военном доступе за рубежом для защиты своих обширных интересов.

“Отсутствие зарубежных баз является проблемой для Китая, потому что Китай настолько зависит от рынков, энергии и природных ресурсов в отдаленных местах, таких как Ближний Восток, Африка и Латинская Америка . Проекты ” Пояс и путь"] очень уязвимы для возможных потерь и сбоев, которые могут оказать огромное влияние на экономику Китая и всего мира", - сказал Хит.

США ожидают, что к 2030 году Китай будет иметь около 425 кораблей и подводных лодок. Фото: Синьхуа
США ожидают, что к 2030 году Китай будет иметь около 425 кораблей и подводных лодок. Фото: Синьхуа

Хотя НОАК превратилась в мощную силу, ей не хватает способности проецировать большую часть этой силы за пределы берегов Китая, потому что у нее не было зарубежных баз, сказал Хит.

“В настоящее время Китаю не хватает таких баз, потому что такие договоренности, как правило, требуют союзнических обязательств, которые Пекин неохотно принимает”,-сказал Хит. “Китай не обязательно следует американской модели, но вместо этого может принять форму соглашений о доступе к логистическим объектам или других договоренностей.”

Хит ожидет, что Китай будет искать различные механизмы доступа. “Просто получение большего доступа для военно-морских кораблей для остановки и дозаправки было бы полезно, если бы они предоставлялись в большем количестве мест, и это наиболее распространенная форма военного доступа, к которой будет стремиться Китай. Это может означать появление портов двойного назначения, управляемых китайскими государственными предприятиями”,-сказал Хит.

Малкольм Дэвис, старший аналитик по оборонной стратегии и потенциалу в Австралийском институте стратегической политики, повторил прогноз Хита.

“Что касается баз, я думаю, что они неизбежны, и мы видим, как Китай работает над достижением этой цели в рамках своей инициативы "Пояс и путь". Они обеспечивают доступ к портам или, в некоторых случаях, контроль над ними, которые, будучи коммерческими по своему характеру, могут поддерживать операции ВМС НОАК в будущем”, – сказал Дэвис.

Китай действительно приобретает порты по всему миру, и этот шаг беспокоит многие страны.

Пионерская китайская компания Cosco начала эксплуатировать контейнерный порт в Пирее, Греция, в 2008 году. Китай закрепился в трех крупнейших портах Европы: Euromax в Роттердаме, Нидерланды, в котором ему принадлежит 35 процентов; Антверпен в Бельгии, в котором ему принадлежит 20 процентов; и Гамбург, Германия, где строится новый терминал.

В Израиле Китай строит два новых порта в Хайфе и Ашдоде. Местные ученые настоятельно призвали израильское правительство оценить, насколько Китай может быть вовлечен в экономику, не ставя под угрозу интересы безопасности. Порт Хамбантота в Шри-Ланке также был сдан в аренду Китаю.

В Австралии порт в Дарвине был арендован китайской компанией Landbridge Group в 2015 году в рамках спорной 99-летней сделки, что побудило Австралию ужесточить правила иностранных инвестиций. Расположенный неподалеку крошечный остров Дару в Папуа-Новой Гвинее стал последней горячей точкой между Китаем и Австралией после разоблачения того, что китайская компания хочет построить на острове промышленный рыболовный парк, в то время как другая предлагает потратить миллиарды на строительство там города.

Дэвис сказал: “В Австралии существует большая озабоченность по поводу усилий Китая по использованию BRI в качестве средства получения доступа к базам и авиабазам за счет коммерческих инвестиций в объекты двойного назначения … Учитывая историю преследования Китаем иностранных рыболовецких судов в Южно-Китайском море, можно предполагать, что мы столкнемся с агрессивной деятельностью Китая, которая может бросить вызов нашим интересам безопасности на море вблизи нашего восточного побережья.”

Чжоу Бо, старший полковник в отставке, а ныне старший научный сотрудник Центра международной безопасности и стратегии Университета Цинхуа, сказал, что национальные потребности Китая оправдывают расширение его военно-морского флота.

“Китай-единственная крупная страна в мире, которая не достигла полного воссоединения и сталкивается со сложными морскими проблемами как в Южно-Китайском, так и в Восточно-Китайском море, поэтому китайская военно-морская мощь должна быть увеличена, чтобы защитить суверенитет и национальную целостность Китая”, - сказал Чжоу.

Чжоу сказал, что Китай нуждается в растущем военно-морском флоте для защиты своих зарубежных интересов и обеспечения общественного блага международному сообществу, в частности, через миссию сопровождения в Аденском заливе. “Многие китайские проекты в зарубежных странах находятся в проблемных регионах, и некоторые морские маршруты вдоль морского Шелкового пути также опасны.”

Но Чжоу Чэньминь, военный эксперт из Пекина, сказал, что оборонная политика Китая носит оборонительный характер, и Китаю не нужно строить зарубежные базы.

“Расширяющийся военно-морской флот Китая в основном используется для противодействия угрозам в прилегающих морях. США направили много авианосцев и военных самолетов в Южно-Китайское море, и они иногда проходят через Тайваньский пролив, место, настолько близкое к материковой части Китая, что это заставлет Пекин чувствовать угрозу”, - сказал Чжоу Чэньминь.