Если вы когда-нибудь соберётесь в Абхазию и начнёте изучать отзывы об этой стране, в каждом втором прочтёте: там повсеместно разруха! И в каждом третьем - мнение о том, что народ здесь живёт ленивый, мол, такое наследие им досталось от советских времён, а они его даже не смогли ни сохранить, ни отремонтировать.
Не сочтите за крамолу, но мне кажется, что это делать и не нужно.
Зимний театр в Гагре, железнодорожные вокзалы в Сухуме и Новом Афоне - эти "заброшки" снимает каждый турист. Именно они нагоняют тоску на приезжих.
История разрушений
Повреждённые здания - следствие борьбы за независимость. После распада СССР Абхазия не захотела остаться в составе Грузии. В 1992-ом году начался вооружённый конфликт.
Какие-то объекты пострадали напрямую в результате боевых столкновений. Другие остались без хозяев. Третьи - просто забросили за ненадобностью.
Сейчас независимость республики признают Россия и ещё несколько государств. Для большей части мира - это по-прежнему территория Грузии. И даже на картах гугла дороги и населённые пункты обозначены на грузинском языке.
Я не хочу здесь вести споры о том, кто прав, а кто виноват. И не хочу подсчитывать, кто больше пострадал. Не вижу в этом смысла. По-моему, этнические войны - худшее, что происходит на нашей планете.
Денег не хватает
Сейчас Абхазия - довольно бедная республика с неопределённым международным статусом.
Гражданам других стран вести здесь бизнес непросто. Например, приобрести в собственность недвижимость или землю могут только граждане Абхазии. Тем не менее, в последнее время, похоже, какие-то финансовые вливания от инвесторов всё же происходят. Но деньги вкладывают в то, что может быстро принести прибыль.
Есть другой поток денег. Существенную финансовую поддержку Абхазии оказывает Россия. Кто-то скажет, что эти деньги можно использовать более рачительно. Скорее всего, так и есть. Но заброшенные железнодорожные вокзалы и станции - это точно не то, на что стоит тратиться в первую очередь. В приоритете социальные объекты - школы, больницы, учреждения культуры.
У местных жителей этот подход находит понимание. В отремонтированной на российские деньги библиотеке в Сухуме пожилой охранник Юрий объяснял мне, почему полуразрушенное гигантское здание правительства в центре города не смущает его.
"Без Дома Советов прожить можно. Власть есть куда посадить, нашли им место. А без больниц и школ жить нельзя. У меня если что-то болит, я же не в правительство иду, а к врачам", - поделился он.
Личные впечатления
Когда мы ехали в Абхазию, я боялась, что взгляд мой будет постоянно цепляться за полуразрушенные здания. Моё воображение рисовало, что они будут чуть ли ни на каждом шагу.
Я думала, что отдыхать в таком антураже, наверное, довольно грустно. Сейчас думаю, лучше б ничего не читала, ей богу!
Да, действительно, в каждом абхазском городе есть заброшенная железнодорожная станция. Большая часть зданий - что называется, сталинской постройки - помпезные, с лепниной и узором из плитки, с арочными окнами и широкими лестницами. Некогда, бесспорно, очень красивые!
Жалко ли, что они разрушаются? Конечно! Нужно ли их восстанавливать? Думаю, нет. Может, разве что, в Сухуме. Ну не загружена сейчас железная дорога страны настолько, чтобы нужны были такие большие вокзалы. Их ведь не только восстановить, но и содержать нужно будет. Подозреваю, что местным жителям проще и удобнее передвигаться на машинах. А туристы... Как знать, может, в таком вот полуразрушенном виде для туристов они даже более привлекательны. Своеобразная экзотика.
Кое-где можно увидеть полуразрушенные санатории - они слишком долго стояли без дела и теперь их уже проще разобрать, чем ремонтировать. Обидно? Конечно! Но кто потянет сейчас такие вложения? Уж точно не государство.
В посёлках можно нередко увидеть оставленные дома. И вот это, по-моему, самая большая боль. Скорее всего, их хозяева уже никогда не вернутся. И что с этим делать - непонятно.
Заброшенные здания сейчас - одна из "фишек" для туристов. Мы, конечно, тоже некоторые посмотрели.
Я думала, мне будет интересно. Но оказалось, это не подходящее слово. Мне было НЕЛОВКО.
Это как видеть самый печальный, самый страшный и неизбежный процесс - медленное умирание. Столь повышенное праздное внимание к нему кажется неуместным. Хочется убрать мусор, стереть все эти надписи краской, расставить ограждения.
Если это памятник - то и отношение должно быть уважительным.
Эти здания не спасти. Грустно, но я могу это принять. Однако, можно сделать их "уход" достойным. И это гораздо дешевле, чем восстанавливать.
- Дневник нашего путешествия вы найдёте по ссылке.