Уже совсем скоро вступает в силу новый Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», и стоит признать, что в этот раз государством предпринята действительно кардинальная попытка изменить подход к осуществлению контроля и надзора в стране.
Законом предусматриваются принципиально новые формы контрольных мероприятий, процедур и методов их осуществления, полный переход на электронный документооборот между надзорными органами и контролируемыми лицами в течение последующих нескольких лет, а также многое другое.
На фоне большого количества нововведений едва заметна норма, предусматривающая возможность исключения процедур планового государственного контроля в случае заключения договора страхования рисков причинения вреда либо ущерба, объектом которого являются имущественные интересы контролируемого лица. Несмотря на свою неприметность, указанная норма играет ключевую роль в процессе перехода на совершенно другой, отвечающий современным экономическим условиям уровень взаимоотношений государства с поднадзорными субъектами.
Пока эта норма выглядит лишь как декларация о намерениях и готовности законодателя заменить плановый государственный контроль добровольным страхованием. Статья 23 анализируемого закона определяет заключение договора добровольного страхования со страховой организацией как один из критериев добросовестности, наряду с небезызвестной и давно существующей в стране независимой оценкой соблюдения обязательных требований.
Статья 25 закона конкретизирует, что именно страхование является тем единственным условием, при котором контролируемое лицо может быть освобождено от проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий. Норма об освобождении «застрахованных» лиц от плановых проверок должна быть закреплена в федеральных законах о видах контроля.
Из указанного следует, что заинтересованные организации или должностные лица при обосновании экономической и практической пользы теперь имеют возможность внесения законодательных инициатив по замене процедур государственного контроля на страхование. Наиболее заинтересованы в таких инициативах Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Российской Федерации, а также всероссийские объединения предпринимателей и бизнес-сообщества, под огромным влиянием которых и осуществляется реформа контрольно-надзорной деятельности в стране.
Механизм же реализации этих инициатив должен быть направлен на достижение необходимого баланса между обязанностью соблюдения требований закона и величиной страховых взносов. Только такой подход может обеспечить востребованность страхования среди предпринимателей. Одновременно, этот механизм должен стать и мерой экономического стимулирования выполнения установленных требований.
Если рассматривать перспективы развития добровольного страхования на примере правоотношений, возникающих между органами государственного пожарного надзора и контролируемыми лицами, то можно обоснованно выделить несколько принципиальных моментов.
- Во-первых, внедрение добровольного страхования от пожаров и их последствий потребует наличия в страховых компаниях квалифицированных и опытных специалистов в области пожарной безопасности, способных оценить возможные риски, дать рекомендации по соблюдению обязательных требований. Для достижения целей страхования, потребуется проведение комплекса процедур, которые практически ничем не будут отличаться от деятельности государственных инспекторов по пожарному надзору.
Главное отличие будет только в том, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности повлекут за собой не штрафные санкции, а увеличение размера страхового взноса. Само собой разумеется, что устранение таких нарушений может и должно способствовать уменьшению размера возможных финансовых издержек.
- Во-вторых, с высокой долей вероятности можно утверждать, что с внедрением института добровольного страхования от пожаров полностью потеряет свою актуальность институт независимой оценки пожарного риска ввиду практически идентичных задач, выполняемых страховым агентом и независимым экспертом. Преимущество же страхования будет выражаться в гарантиях компенсации возможного вреда, чего независимый эксперт предложить не сможет. При условии соразмерности затрат на предоставляемые услуги выбор однозначно будет в пользу страхового агента. Однако независимым экспертам в области пожарной безопасности не стоит беспокоиться о потере работы — именно они и станут теми квалифицированными и опытными кадрами, востребованными страховыми компаниями.
- В-третьих, потребуется утверждение конкретного перечня требований пожарной безопасности, влияющих на размер страхового взноса. И именно этот перечень станет ответом на самый главный вопрос — быть или не быть системе добровольного страхования от пожаров в стране. Наиболее разумным будет включить в этот перечень только те требования пожарной безопасности, которые действительно несут угрозу возникновения пожара, гибели и травматизма людей.
Несмотря на то, что среди экспертного сообщества уже много лет идут споры, какие именно нарушения следует квалифицировать как «угрозу», выделить группу таких нарушений вполне реально на основе многолетних статистических данных ВНИИПО. Если кратко, то к нарушениям, из-за которых происходит наибольшее количество пожаров, гибели и травматизма людей, следует отнести неосторожное обращение с огнем, нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования, несоответствие путей эвакуации установленным требованиям, отказ системы обнаружения пожара и управления эвакуацией людей и, как следствие, позднее сообщение о пожаре.
Выполнение же всех остальных требований, в том числе предусмотренных сводами правил, возможно обеспечить в рамках предусмотренной законом презумпции добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
На наш взгляд, практическое внедрение рассмотренных механизмов позволит достичь необходимого баланса и обеспечить привлекательность добровольного страхования от пожаров. Станет ли норма нового закона прорывом в системе обеспечения пожарной безопасности в стране либо все так и останется на бумаге — зависит от воли законодателя и активности деловых кругов. Ответ мы узнаем уже в ближайшем будущем.