Найти тему
Квентин Вайсо

Христианство в Японии глазами Мартина Скорсезе в фильме "Молчание". О кризисе веры и поиске ответов

Источник изображения pinme.ru
Источник изображения pinme.ru

Начальная сцена фильма представляет собой обширный пейзаж пыток, распятия, размещенные рядом с дымящимися бассейнами, которые обеспечивают кипящую воду для агонии как христианских верующих Японии, так и западных миссионеров, которые пришли их обратить. На дворе 1633 год, и японские власти, воспринимая христианство как угрожающее дополнение колониализма, вынуждают своих пленников отрицать свою религию - совершать отступничество.

Источник изображения wallpapershome.ru
Источник изображения wallpapershome.ru

Форма отступничества заключалась в том, чтобы попирать изображение Христа или Марии; когда требовалось доказательство более решительного отвержения, требовалось плевать на крест. Таковы были дилеммы, с которыми столкнулись скрытые христиане Японии, которые пытались поклоняться тайно. Но эта вступительная сцена вынуждает миссионеров сделать более радикальный выбор - принять эти страдания в манере Христа или продемонстрировать образцовый отказ от веры. При таких обстоятельствах это отрицание нельзя рассматривать, не говоря уже о толковании следованию воле Бога. Или можно?

Источник изображения kinowar.com
Источник изображения kinowar.com

Священник-иезуит в центре "Молчания" - отец Феррейра (Лиам Нисон), хотя мы встречаем его только в последних сценах. Когда сообщения об отречении Феррейры от своей веры в конечном итоге доходят до его ордена в Лиссабоне, двое из его учеников - отцы Родригес (Эндрю Гарфилд) и Франсиско (Адам Драйвер) добровольно отправляются в Японию, чтобы развеять эти слухи. Они кажутся далекими от героических фигур, хотя предпринимают такое путешествие с очевидным риском для собственной жизни.

Источник изображения m.styleweekly.com
Источник изображения m.styleweekly.com

Их поиски, возможно, заслуживали сравнения с "Апокалипсисом сегодня" Копполы, но это бледное сравнение. Путешествие двух священников к берегам Японии достаточно легкое; в Макао они находят проводника, но первые встречи священников со скрытыми верующими Японии смертельно серьезны, не в последнюю очередь из-за угрозы раскрытия. Их служение продолжается, но в какой то момент Скорсезе сужает перспективу своего фильма, чтобы сосредоточиться на персонаже Гарфилда.

Источник изображения startfilm.ru
Источник изображения startfilm.ru

Родригес сталкивается с опытными противниками, в частности, в лице местного инквизитора Иноуэ, а также его переводчика. Тактика Иноуэ жестока. Он заставляет своего пленника быть свидетелем зверств, совершаемой по отношению к другим, все время напоминая Родригесу, что ему нужно выполнить только один жест, чтобы остановить такие пытки. Интеллектуально он также формулирует точку зрения, которую позже поддержал сам Феррейра, что японские верующие никогда не следовали истинному христианству, а скорее смешанной системе убеждений, которая частично совпадала с их пантеизмом; и что Япония - это "болото", где христианство не приживается. На все молитвы Гарфилда его Бог хранит молчание.

Источник изображения startfilm.ru
Источник изображения startfilm.ru

Последняя встреча с Феррейрой вызывает разочарование - что еще хуже, ей не хватает интенсивности общения, которая могла бы вызвать драматическое убеждение. Священник с Запада сейчас живет с женой-японкой, как и Родригес со временем. То, что мы наблюдаем в последние годы их жизни, рассматривается с такой быстротой, которая на данном этапе приносит значительное облегчение. Актеры, умирающие с хныканьем, и не заставляющие нас поверить в значимость последнего вздоха, хотя то, как вы интерпретируете финальную сцену фильма, безусловно, повлияет на ваше окончательное суждение о ней (как, конечно же, ваши собственные религиозные убеждения или отсутствие из них).

Источник изображения Twitter
Источник изображения Twitter

Команда Скорсезе вносят выдающийся вклад в дизайн производства и кинематографию соответственно, как и следовало ожидать. Спустя три года после кардинально иного "Волка с Улл-стрит" этот контраст невероятно велик. Однако мы не можем судить о режиссере по размаху его намерений, а скорее по целостности его исполнения. Исходя из этого, новый фильм Скорсезе терпит неудачу: быть тяжеловесным - не значит достичь нужного веса.

Моя оценка фильму 6,5 из 10.

А что думаете о фильме Вы? Напишите в комментариях. Если вам нравится текст поставьте лайк и подписывайтесь на канал. Спасибо за внимание.