Финско-эстонские отношения осложняются из-за ограничений на поездки, введённых Финляндией: приезжать в страну с рабочими целями по морю нельзя, для этого открыто лишь авиасообщение. Премьер-министр Эстонии Кая Каллас обратилась с открытым письмом к премьеру Финляндии Санне Марин. Письмо опубликовано на страницах Хельсингин Саномат.
Helsingin Sanomat, 11.06.2021. Laura Halminen
Кая Каллас призывает Санну Марин открыть морское сообщение с Финляндией. Письмо премьера премьеру было опубликовано в пятницу.
Это письмо появилось по следам разговора Каллас с послом Финляндии Тимо Кантола, состоявшегося на той неделе: на нём обсуждалось продление ограничений со стороны Финляндии. Ранее на прошлой неделе министр иностранных дел Эстонии Эва-Мария Лийметс также писала об этих ограничениях европейскому комиссару.
«Дорогая Санна, я призываю к принятию совместного решения, благодаря которому работающие в Финляндии эстонцы могли бы приезжать на родину», — обращается Каллас к Марин.
Обновлённые правила въезда в Финляндию несколько облегчают перемещение рабочей силы в пределах Евросоюза и Шенгенской зоны, но речь идёт только об авиасообщении. Эти правила будут действовать до 27 июня.
Когда они вступили в силу, морские перевозчики стали требовать от пассажиров либо подтверждение о том, что те переболели кopoнaвирусом, либо справку о прививке, либо негативный тест. При этом они не гарантируют въезд в Финляндию, и, например, компания Eckerö Line назвала новые ограничения противоречащими законодательству Евросоюза.
И Каллас, и Марин имеют семьи, и Каллас упоминает о семейных причинах в своём письме. Она считает, что в XXI веке никто не должен выбирать, что важнее: семья или работа.
«Однако в конце января тысячи эстонцев, чьи семьи находятся в Эстонии, а работа — в Финляндии, были вынуждены сделать такой выбор. Большинство ради обеспечения своих семей предпочли остаться в Финляндии», — пишет Каллас.
По эстонским данным, в 2019 одни только эстонские туристы совершили в Финляндию 634 000 поездки. О числе тех, кто работает по ту сторону Финского залива, точных данных нет, но в 2017, согласно исследованию, эстонцев, работавших в Финляндии, насчитывалось почти 20 000.
В 2020 средняя зарплата в Эстонии составляла € 1148, в то время как медианная зарплата в Финляндии — € 2958. Эти цифры нельзя сравнивать напрямую, но они говорят о непропорциональности, и о ней в своём письме упоминает Каллас. Самый дешёвый авиабилет из Таллина в Хельсинки в эту пятницу стоил € 55, а на паром — € 11.
Возможность встречи с семьёй, живущей по ту сторону Финского залива, не должна зависеть от уровня дохода, но по факту зависит.
«Кроме того, предпочтение авиаперевозкам не соответствует принципам охраны окружающей среды», — отмечает Каллас и призывает также к оживлению торговли:
«Трейлеры на самолёт не погрузишь».
Зимой по Эстонии прокатилась мощная вторая волна пандемии. В марте подтверждённых случаев заболевания здесь было в 10 раз больше, чем в Финляндии, но сейчас ситуация улучшается.
На протяжении зимы и весны Эстония неоднократно вносила предложения на тему того, как сделать сообщение с Финляндией максимально безопасным. Но они так и остаются невоплощёнными.
Финский посол в Эстонии Кантола рассказал, что система пограничного контроля в аэропорту Хельсинки-Вантаа хорошо отработана, и потому было принято решение сначала сделать послабления именно для авиаперевозок.
Ещё в феврале Европейская комиссия критиковала Финляндию за несоблюдение правил въезда, которые регулируются Шенгенским соглашением. Критика прозвучала тогда и в адрес Швеции, Бельгии, Германии, Дании и Венгрии.
Помимо Эстонии, об ограничениях негативно отозвались и ряд компаний и организаций в Финляндии.