В рамках постоянно растущего внимания страны к арктическому региону Россия спустила на воду новое арктическое исследовательское судно под названием «Северный полюс» . Корабль проекта 00903 описывается как «ледостойкая самоходная платформа» и предназначена для дрейфа в водах замерзшего севера для проведения геологических, гидроакустических, геофизических и океанографических исследований.
Корпус судна имеет отчетливую яйцевидную форму и изготовлен из специальной высокопрочной стали, что связано с его необходимостью иметь дело с легким льдом, поскольку он движется со скоростью около 10 узлов. Однако это судно не является ледоколом, и его усиленный корпус спроектирован таким образом, чтобы лучше сопротивляться льду, а не пробиваться сквозь него. Вместо этого его общая конструкция была оптимизирована для обеспечения прочности и автономности.
Судно было построено за два года для Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, более известной как Росгидромет, и обошлось в 100 миллионов долларов. Оно реализуется как совместный проект Росгидромета и Российского Арктического и Антарктического научно-исследовательского института.
Имея размеры 83,1 м в длину и 22,5 м в ширину и водоизмещение 10 390 тонн, «Северный полюс» стал первым судном такого рода, которое будет постоянно базироваться в высоких широтах Арктики.
Раньше Россия, а до этого Советский Союз использовали дрейфующие ледовые станции для поддержки исследовательских групп в Арктике. Они были построены на естественных льдинах или фрагментах ледников. Начиная с 1937 года, было проведено в общей сложности 40 экспедиций, обычно с сентября по октябрь.
Однако последствия глобального изменения климата с начала 2000-х годов означают, что такие станции больше не являются практическим предложением, поскольку твердый лед найти все труднее.
Теперь Россия обратилась к «ледостойкой самоходной платформе» или проекту 00903, которая сможет выйти в Арктический регион своим ходом или с помощью ледокола, прежде чем начать свой автономную миссию. В данном случае автономия означает возможность работать независимо от пополнения запасов в течение длительных периодов времени, что позволяет исследователям изучать Арктический регион в течении двух лет, без необходимости стыковки в порту.
Поскольку два гола это все таки продолжительное время, "Северный полюс" будет снабжаться либо проплывающими ледоколами, либо воздушным транспортом, также предусматривается размещение постоянно находящегося на борту вертолета Ми-8. Это будет версия Ми-8АМТШ-ВА, специально адаптированная для работы в условиях Арктики. В перспективе вертолетная площадка корабля могла бы поддерживать варианты Ми-38 и, возможно, даже более совершенные винтокрылые машины.
Хотя «Северный полюс» будет использоваться как научно-исследовательское судно, его стратегическая значимость очевидна. Те же отступающие ледяные шапки, которые сделали предыдущие ледовые станции непрактичными, открывают новые источники энергетического богатства в регионе, который быстро становится новым центром соперничества великих держав.
Есть определенные потенциальные военные применения в исследованиях, которые предположительно будет проводить "Северный полюс". Подводные исследования арктического региона, например, могут помочь получить ценную информацию в поддержку активизации деятельности ВМФ России как над водой, так и под водой . Россия и, со своей стороны, как ВМС США также участвуют в разработке системы поддержки усиленного мониторинга изменений окружающей среды в Арктике, официально, в научных целях.
Новое арктическое исследовательское судно, скорее всего, поможет России добывать больше нефти и газа из-под Северного Ледовитого моря или с островов, ранее скованных льдом, что будет иметь свои собственные геостратегические последствия. Российские военные уже активно наращивают свои возможности в регионе, в том числе на передовых позициях, чтобы потенциально защитить тысячи км береговой линии с моря, земли и воздуха.
Исключительная экономическая зона Москвы в Арктике обеспечивает права на нефть, газ и рыболовство, и они тоже будут эксплуатироваться и защищаться, особенно в связи с тем, что российские претензии все чаще оспариваются Канадой, Данией, Норвегией и Соединенными Штатами.
Россия построила многоцелевую плавучую платформу с очень большим запасом прочности, которая может выдержать уникальные экологические проблемы Арктики. Этот судно потенциально может иметь более широкое военное применение в будущем. В этом отношении "Северный полюс" может в конечном итоге помочь в поддержке деятельности растущего флота российских судов, ориентированных на Арктику, от самого большого и мощного ледокола в мире до патрульных кораблей ледового класса проекта 23550 , которые по сути являются полярными корветами.
Подписывайтесь друзья! Ставьте лайки!
Заходите на сайт! Другие материалы по теме:
Битва за Арктику начинается....
Нидерланды собрались воевать в Арктике.