Найти тему

ЮПИТЕР МЕРКУЙ И ДОБРОДЕЛЬ. СТОЙТЕ! А ДОБРОДЕТЕЛЬ ЛИ?


Если бы мне предложили закрыться на карантин с одной картиной, это была бы работа Доссо Досси (1490, Мантуя — 1542, Феррара) Юпитер, Меркурий и добродетель.

Большой славы ни при жизни ни сразу после смерти художник не получил. Известность пришла к нему уже только в преддверии ХХI века.

Дипломат по профессии. Художник по призванию.

Если встретите его картины в галереях Рима или других городов, обязательно задержитесь. И техника и содержание у него великолепны.

Но из-за отсутствия большой документальной базы картины Доссо Досси так и остаются загадкой, оставляя широкое поле для возможных интерпретаций.

И выбранный мной холст не исключение.

На первый взгляд, можно подумать, что перед нами иллюстрация к знаменитому диалогу начала XVI века.

Добродетель, женская фигура справа была избита Фортуной. Она пытается прорваться к Юпитеру и попросить у него справедливости.

Но бог торговли, Меркурий ее не пропустит. Ведь Юпитер занят, он рисует бабочек.

Это не единственная версия.

Было и предположение, что речь идет о гороскопе художника или заказчика, князя Феррары, Альфонсо дЭстэ. Ведь Юпитер и Меркурий - это планеты, а Добродетель означает знак Девы.

Но мне больше по душе другая идея, которую выдвигает отличный искусствовед Андрэ Шастель.

Фигура девушки изображена с цветочными украшениями и эмоциональным жестом. Это символы Риторики, искусства слова.

Юпитер создает образы бабочек, иногда их интерпретируют, как символ человеческой души. Он творит.

Меркурий останавливает Риторику, чтобы она не разрушила чуда, на которое способно только искусство живописи, искусство сотворения образа.

Останавливает жестом, который заслуживает отдельного рассказа.

Вместо диалога о морали вдруг открывается сложный вопрос о связи между словом и художественным образом и о превосходстве последнего.

Идея спорная. Поэтому с этим полотном мне бы очень хотелось встретиться в живую.