Если бы мне предложили закрыться на карантин с одной картиной, это была бы работа Доссо Досси (1490, Мантуя — 1542, Феррара) Юпитер, Меркурий и добродетель.
⠀
Большой славы ни при жизни ни сразу после смерти художник не получил. Известность пришла к нему уже только в преддверии ХХI века.
⠀
Дипломат по профессии. Художник по призванию.
⠀
Если встретите его картины в галереях Рима или других городов, обязательно задержитесь. И техника и содержание у него великолепны.
⠀
Но из-за отсутствия большой документальной базы картины Доссо Досси так и остаются загадкой, оставляя широкое поле для возможных интерпретаций.
⠀
И выбранный мной холст не исключение.
На первый взгляд, можно подумать, что перед нами иллюстрация к знаменитому диалогу начала XVI века.
⠀
Добродетель, женская фигура справа была избита Фортуной. Она пытается прорваться к Юпитеру и попросить у него справедливости.
⠀
Но бог торговли, Меркурий ее не пропустит. Ведь Юпитер занят, он рисует бабочек.
⠀
Это не единственная версия.
⠀
Было и предположение, что речь идет о гороскопе художника или заказчика, князя Феррары, Альфонсо дЭстэ. Ведь Юпитер и Меркурий - это планеты, а Добродетель означает знак Девы.
⠀
Но мне больше по душе другая идея, которую выдвигает отличный искусствовед Андрэ Шастель.
⠀
Фигура девушки изображена с цветочными украшениями и эмоциональным жестом. Это символы Риторики, искусства слова.
⠀
Юпитер создает образы бабочек, иногда их интерпретируют, как символ человеческой души. Он творит.
⠀
Меркурий останавливает Риторику, чтобы она не разрушила чуда, на которое способно только искусство живописи, искусство сотворения образа.
⠀
Останавливает жестом, который заслуживает отдельного рассказа.
⠀
Вместо диалога о морали вдруг открывается сложный вопрос о связи между словом и художественным образом и о превосходстве последнего.
⠀
Идея спорная. Поэтому с этим полотном мне бы очень хотелось встретиться в живую.