Найти тему

Провалы, неудачи и ошибки компаний в 2019 году

Утечки данных клиентов, срыв IPO, слежка за пользователями, отравление десятков людей, вскрывшиеся убытки, плохой PR и несбывшиеся проекты. Я собрал все значимые провалы, неудачи и ошибки компаний в 2019 году

• WeWork

Сеть коворкингов WeWork — пожалуй, главное разочарование инвесторов в 2019 году. Еще год назад компания была одним из самых дорогих стартапов в США, но в ходе подготовки к IPO инвесторы узнали о WeWork много неприятных подробностей.

Оказалось, что компания многие годы наращивала чистый убыток — до $1,6 млрд в 2018 году. Основатель WeWork Адам Ньюманн брал кредиты под свои акции WeWork, устраивал в компании алковечеринки и к тому же выбрал сумму и дату IPO WeWork, руководствуясь каббалой.

В итоге IPO не состоялось, оценка компании обрушилась с $47 млрд до $3 млрд, а главный инвестор WeWork, японский Softbank получил контроль над компанией и лишил Ньюманна всех полномочий.

WeWork в Дублине.
WeWork в Дублине.

• Uber и Lyft

По сравнению с WeWork неудачи Uber кажутся незначительными: сервис такси все же вышел на биржу в мае 2019 года. Но IPO оказалось настолько провальным, что сейчас его вспоминают исключительно в контексте опасности переоцененных стартапов.

Uber провел IPO с оценкой $82 млрд, хотя 2018 году компанию оценивали в $120 млрд. На старте торгов акция стартапа стоила $45, а сейчас ее цена составляет $26. IPO главного конкурента Uber, сервиса такси Lyft, состоялось на месяц раньше, и с тех пор акции компании движутся по такой же нисходящей траектории: с $72 до $43 за штуку.

Истории Uber и Lyft очень похожи: инвесторы разочаровались в бизнес-модели сервисов такси, потому что обе компании так и не смогли показать прибыль. В третьем квартале 2019 года убыток Uber составил $1,2 млрд, Lyft — $464 млн.

-2

• TON

31 октября 2019 года должна была заработать блокчейн-платформа TON с криптовалютой Gram Павла и Николая Дуровых, однако 12 октября власти США добились временного запрета на выпуск криптовалюты.

В США считают, что Дуровы нарушили закон, так как получили инвестиции на TON в обмен на токены Gram, но не зарегистрировали продажу как сделку с ценными бумагами и не рассказали инвесторам о рисках и финансовых условиях платформы. 

По договору с инвесторами, которые вложили в TON $1,7 млрд, братья Дуровы должны были вернуть им все деньги в случае срыва сроков. В итоге с большинством удалось договриться о переносе запуска на 30 апреля 2020 года. Правда, американские власти запрет на Gram до сих пор не отозвали. 

• Libra 

Павла Дурова часто сравнивают с Марком Цукербергом, и в этом году у них точно одинаковые проблемы. В июне Facebook представил свою криптовалюту Libra на блокчейне, но уже в октябре из проекта вышли крупнейшие финансовые партнеры — PayPal, Visa, Mastercard и eBay.

Такое решение было принято на фоне критики со стороны регуляторов в США и Европе. Они считают, что Facebook так и не дал понять, что Libra будет защищена от отмывания денег и не превратится в один из каналов финансирования терроризма.

• Bringly

Торговая площадка с иностранными товарами Bringly — это один из проектов совместного предприятия Сбербанка и «Яндекса» в сфере электронной коммерции. В октябре компании приостановили развитие Bringly из-за низкой посещаемости: аудитория площадки с апреля по сентябрь сократилась в 27 раз.

Еще летом СМИ писали, что товары иностранных продавцов теперь будут продаваться на другом маркетплейсе СП — «Беру». А до этого стало известно, что Сбербанк и «Яндекс» в целом недовольны, как развивается их общий проект. Прогнозы о том, что Сбербанк заменит «Яндекс» на Avito или Ozon, не сбылись, и компании продолжают вместе строить «российский Amazon», но уже без Bringly.

-3

• Healthy Food

В июле 95 офисных сотрудников в Москве отравились едой из вендинговых автоматов Healthy Food, причем у 60 из них врачи нашли сальмонеллез. После этого суд остановил работу кафе и автоматов компании и опечатал производственный цех, где потом инспекторы выявили множество нарушений, и его пришлось закрыть.

В сентябре Роспотребнадзор оштрафовал Healthy Food почти на 2 млн рублей. Теперь компания больше не готовит еду сама. Она сменила бизнес-модель и продает в своих автоматах продукты только сторонних производителей.

-4

• Juul

Произвоитель электронных сигарет Juul начал 2019 год успешной кампанией: лидерство в США, экспансия за границу, новый инвестор в лице Altria Group (продавец Marlboro) и оценка в $38 млрд. И вдруг среди курильщиков началась эпидемия легочных заболеваний. По последним данным, 42 человека погибли и еще 2172 заболели.

Все пострадавшие пользовались электронными сигаретами, устроенными по принципу вейпа — как у Juul. При этом, как выяснилось, конкретно Juul к эпидемии не причастен.

Центр по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) в конце октября констатировал, что причиной большинства случаев стал ацетат витамина Е, применяющийся в продуктах с тетрагидроканнабинолом — активным веществом каннабиса. В Juul подчеркивают, что в их продукцию не входят тетрагидроканнабинол, какие-либо соединения каннабиса или соединения витамина Е.

Однако пока CDC искал причину заболеваний, неопределенность успела повлиять на бизнес Juul. Особенно если учесть, что компания и так находится под прицелом критики из-за роста подросткового вейпинга в США.

Juul и другие вейпинговые компании обвиняют в том, что они прицельно рекламировала свои продукты для молодой аудитории. На этом фоне в ряде штатов США электронные сигареты уже запретили. Juul пришлось отказаться от продажи нескольких вкусов, наиболее популярных у молодежи. А Altria уже списала $4,5 млрд убытков из-за проблем Juul.

Эксперты считают, что оценка Juul упала на треть. Компания ожидала нарастить выручку по итогам 2019 года на 106% — до $3,4 млрд, но этому прогнозу вряд ли суждено сбыться.

-5

• Сбербанк

Сбербанк давно перестал быть просто банком. Это еще и мощная IT-компания: она отвечает за внедрение искусственного интеллекта в России и недавно создала самый мощный в стране суперкомпьютер. И несмотря на эти компетенции, Сбербанк в этом году допустил внутреннюю утечку данных клиентов.

Об утечке стало известно из СМИ, которые нашли в продаже базу данных по 60 млн карт. Сбербанк признал утечку лишь частично: сначала в отношении 200 карт, потом — 5 тысяч. Оказалось, что данные украл топ-менеджер в одном из подразделений банка, который имел доступ к клиентским данным.

• Facebook и Instagram

Еще один провал в системе безопасности крупной компании, на этот раз Facebook. В марте специалисты по кибербезопасности обнаружили, что Facebook годами хранил «сотни миллионов» паролей пользователей в незашифрованном виде. Компания утверждает, что знала о проблеме заранее, но призналась в ней только после сообщений в СМИ. Оказалось, что доступ к личным данным имели 20 тысяч сотрудников Facebook.

Пользователи Instagram тоже пострадали. Сначала Facebook утверждал, что незашифрованы были «десятки тысяч» паролей, потом — «миллионы».

• Google, Apple и другие

В этом году давние опасения подтвердились: пользователей прослушивали буквально все крупные компании, у которых есть голосовой помощник или функция голосовых сообщений. Например, Apple нанимала внештатных сотрудников для прослушки записей Siri. Иногда им приходилось слушать аудио, которые Siri записала по ошибке. В частности, это были беседы с врачами, рабочие переговоры и сцены секса.

То же самое делали Google, Microsoft, Amazon и Facebook. Подрядчики Facebook проверяли, правильно ли искусственный интеллект распознает речь в голосовых сообщениях, остальные компании утверждали, что прослушивают часть записей, чтобы улучшить работу своих голосовых ассистентов.

• «Аэрофлот»

В ноябре «Аэрофлот» лишил пассажира накопленных за 14 лет миль за то, что тот хитростью пронес в салон толстого кота Виктора, который на 2 кг превышал норму для перевозки животных на борту. История вызвала шквал комментариев в соцсетях. О Викторе даже написали западные СМИ, например, The New York Times и Washington Post.

«Аэрофлот» поступал по правилам, когда не пускал кота на борт, но многие все равно прониклись сочувствием к животному и его хозяину. Пользователи писали, что авиакомпания поступила слишком строго, а бизнес воспользовался удобным случаем для ситуативного маркетинга. «Ситимобил», например, предложил хозяину Виктора вернуть отобранные мили поездками на такси.

Фото из соцсетей владельца.
Фото из соцсетей владельца.

• «Победа»

Дочерняя компания «Аэрофлота», «Победа» тоже рисковала потерять симпатию публики в этом году. Поводом послужил пост в соцсетях авиакомпании, в котором говорилось, почему пассажирам нельзя пересаживаться с назначенных мест — это затрудняет «последующее опознание» в случае катастрофы. Пользователи ожидаемо не оценили, что перевозчик напомнил им о возможной смерти.