С детства мы привыкли думать, что картина “Аленушка” — про сказку. Ту самую, знакомую с детства, в которой непослушный братец превратился в козленочка.
Но так ли это на самом деле?
Давайте разберемся.
Кого нарисовал художник в первом варианте картины?
Многие авторы утверждают, что первоначальное название картины — “Дурочка Алёнушка”.
На самом деле, на IX выставку передвижников в 1881 году она попала под названием “Алёнушка”(Дурочка)”. И это, согласитесь, две большие разницы!
В первом случае —это портрет юродивой по имени Аленушка, во втором — это два названия, одинаково равноправных.
Но суть остается одна — на картине изображена душевнобольная девушка:
Теперь самое время вспомнить сказку
Самое распространенное объяснение сюжета — Аленушка потеряла братца и горюет на берегу. Но по тексту сказки братец ни разу не потерялся!
Второе объяснение. Сестрица пришла на берег пруда, чтобы оплакать судьбу братца, превратившегося в козленка, и свою собственную.
Однако, трудно представить, что Аленушка оставила козленка одного. Это для нее он братец, а для других людей и хищных зверей — вполне себе еда.
На картине Аленушка изображена девушкой, едва-едва вышедшей из детского возраста.
Однако же в сказке она практически сразу после превращения брата вышла замуж(за богатого купца или царя). А в сказке братьев Гримм даже ребенка родила! То есть, девушка была вполне взрослой.
Конечно, в прежние годы на Руси взрослели раньше, но на картине перед нами еще ребенок.
Образ Аленушки
Васнецов написал несколько эскизов. Вот один из них:
Это милая девочка с умными глазами и серьезным выражением лица, с распущенными, ухоженными волосами, в аккуратном платье. Никакого трагизма, отчаяния и безумия.
В окончательном варианте картины все выглядит по-другому: спутанные волосы, остановившийся взгляд.
Не соглашусь с авторами, которые называют платье девочки”бедным”. Да, оно старое и потрепанное. Но не домотканое, а сшито из красивой легкой ткани фабричного производства, похожей на штапель. Конечно, это не атлас или бархат. Ткань простая, но в те времена не всем доступная.
Как природа приоткрывает тайну картины
Фон картины — это берег пруда в окрестностях села Ахтырка, где жил художник:
Но в ”Аленушке” художник еще больше сгустил краски, и пейзаж стал мрачным и пугающим.
- Ель в фольклоре восточных славян была связана с миром мертвых. Даже пословица об этом говорит:”В березняке — веселиться, в ельнике — удавиться”. Этот символ смерти заполняет почти весь задний фон.
- Несколько осинок с начавшими желтеть листьями немного разбавляют черноту ельника. Осина — это дерево Иуды, символ предательства и вероломства.
- За спиной девушки на ветке сидят ласточки. Это удивительно — видеть ласточек на ветках в хвойном лесу. Но объяснимо, если знать, что эти птицы были символом надежды.
Что же случилось с Аленушкой? Всегда ли она была безумна или стала такой из-за смерти и предательства? Все позади, и надежда тоже.
Впереди — только мутная вода пруда и одинокие листья, на которые бездумно смотрит девушка.
Почему Третьяков не купил картину для Галереи?
Павел Михайлович Третьяков задумывал Галерею не просто как музей картин русских художников. Для него было главным, чтобы в сюжете картины отражалась подлинная русская душа: загадочная, открытая, щедрая, мятущаяся, иногда жестокая. И неважно, в каком жанре написана картина: бытовые сценки, пейзажи, портреты, героические произведения или сказочные сюжеты.
Третьяков не увидел в “Аленушке” достойного экспоната.
Хотя Васнецов написал ему довольно настойчивое письмо:
” ...моя “Аленушка” до сих пор не продана, что сильно влияет на мои денежные дела ...До сих пор я, конечно, не имею повода думать, чтобы она Вам нравилась настолько, чтобы Вы решились приобрести ее для галереи.”
И даже предлагает снизить цену:
”Если бы затруднение оказалось не в самой картине, а в цене, то я, конечно, сделал бы значительную уступку (на Передв[ижной] выставке цена назначена была 2000)”.
Но Третьяков на письмо не ответил, и такое игнорирование довольно странно.
В результате картину купил меценат Мамонтов всего за...500 рублей. Согласитесь, это выглядит, как жалостливая подачка художнику.
Почему Васнецову пришлось переписать картину?
Художнику очень хотелось, чтобы “Аленушку” купил именно Третьяков. Он даже особо подчеркивал, что идея картины полностью совпадает с критериями отбора в Галерею:
«Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё.
Название тоже пришлось поменять на ”Аленушку”.
Да и сотоварищи-художники настолько раскритиковали картину, что Васнецову пришлось переписать часть пейзажа, лицо, часть волос, шею и руку до кисти. Я не думаю, что известный художник рисовал на уровне ученика художественной школы, которого поправляют более опытные коллеги. Эти исправления были настолько важными, что в том же письме Третьякову Васнецов прямо спрашивает:
”Мне очень бы хотелось знать: как она Вам кажется в теперешнем ее виде на выставке.”
То есть Васнецов постарался убрать все намеки на душевную болезнь и оставить вполне нормальные человеческие чувства: печаль и одиночество.
Вот это первоначальный набросок картины:
Согласитесь, что с привычной нам картиной мало общего. Здесь больше трагизма, мрачности, обреченности.
Савва Мамонтов, видимо, не считал картину особенно удачным приобретением и продал ее коллекционеру фон Мекку.
И только в 1900 году, после смерти Павла Третьякова, картину приобрела Третьяковская галерея за 8000 рублей.
В этом же году вышел альбом с фотографиями картин Васнецова. На странице с“Аленушкой” был напечатан отрывок из сказки.
С тех пор героиню картины стали связывать только со сказочным персонажем.
Васнецов не стал разубеждать зрителей, и картина прочно встала в один ряд с “Богатырями”, “Иваном Царевичем и Серым волком” и “Тремя принцессами подземного царства”. А первоначальный неудачный замысел постепенно забылся.
Дочитали статью? Пишите в комментариях свое мнение.
Ставьте лайк, если понравилось.
И подписывайтесь на канал, здесь есть, что почитать.