Сегодня историки тратят много своего времени, изучая причины возникновения войн. Кроме истории, тему войны, конечно, изучают и другие дисциплины, но сегодня мы попытаемся синтезировать историю с другими гуманитарными науками, чтобы было легче ответить на вопрос о том, почему вся история человечества состоит из непрерывных войн.
Если мы обратимся к англичанину Т. Гоббсу и французу Ж. Ж. Руссо, то сможем найти два варианта ответа на поставленный вопрос. Гоббс считал, что человек агрессивен от природы, а агрессия его может быть преодолена только с помощью заключения общественных договоров. Руссо, напротив, полагал, что люди добры с рождения, а война с агрессией появляются после того, как зарождается цивилизация.
В 1859 году Ч. Дарвин в своём знаменитом труде «Происхождение видов путём естественного отбора» представил жизнь на Земле как процесс конкуренции, в котором выживают сильнейшие особи. Война, согласно данной концепции, лишь продолжение конкурентного процесса.
Противники этой теории считали, что война – коллективный процесс, в котором друг с другом борются группы людей, а в природе подобный процесс идёт на уровне индивидуальных особей. Особенно жёсткая конкуренция у людей всегда была в тех случаях, когда условия их существования были равны, а самцы претендовали на одних и тех же самок.
Культурные антропологи второй половины XIX века видели в войне лишь плохую привычку и неправильную систему воспитания людей, но было неизвестно, почему именно она так плохо поддавалась воспитанию. Сегодня войн, к сожалению, меньше не стало, и потому актуальность из изучения высока. Сегодня наиболее популярен этологический подход.
Он позволяет предположить, что агрессия, как и прочие образцы человеческого поведения, является генетически обусловленной программой, реакцией на угрозы. При этологическом подходе агрессию рассматривают не как инстинкт, заложенный природой, а как предрасположенность, которая может либо реализовываться, либо нет, в зависимости от условий существования отдельного человека.
С точки зрения данного подхода, войну вообще нельзя относить к агрессии, потому что она присутствует лишь в животном мире (хотя человек тоже относится к животным). Тем не менее, война, которая вроде бы, всегда ассоциируется с мужским занятием, не является сегодня соперничеством из – за самок. Такая форма агрессии у животных почти никогда не встречается, но она развилась лишь у приматов и у муравьёв.
Муравьи живут большими семьями – у них каждый является друг другу либо братом, либо сестрой. Они сражаются за рабов, пищу и территорию, подчас полностью уничтожая вражеские «фракции». У человека формы, похожие на сообщества муравьёв, возникли только 5000 лет назад.
Но учитывая, что и после этого развитие цивилизации происходило медленными темпами, это очень плохо походит на муравьиную солидарность. Получается, что сравнивать действия людей и муравьёв невозможно. Что касается обезьян, то ближайшие родственники человека – гориллы и шимпанзе – вообще изначально не рассматривались в качестве существ, способных объяснить человеческое поведение.
Люди считали, что обезьяны живут в гармонии друг с другом и природой, а также едят фрукты, что свидетельствует об отсутствии у них агрессии. Но в 1970 – е гг. удалось доказать, что всё иначе. Исследователи поняли, что обезьянам нужны не только фрукты – они способны есть других обезьян, а также птиц и других зверей.
Они периодически совершают набеги группами на других обезьян. В этом они очень похожи на человека. В обезьяньих войнах участвуют только самцы, но самки тоже могут соперничать друг с другом. Таким образом, учёные понаблюдали за приматами, и выяснили, что они борются между собой за ресурсы.
И конечно же, здесь вновь оказались замешаны самочки. Шимпанзе могут иметь по нескольку «жён» одновременно. В их обществе каждая обезьяна занимает свой ранг, и самцам приходится драться за самок, но борьба не идёт до конца, просто победитель получает себе в жёны понравившуюся обезьяну, а проигравший отправляется восвояси.
Иногда пары распадаются быстро, а иногда сохраняются в течение длительного времени. Кроме того, мозг у шимпанзе очень сложный. Они могут чувствовать эмпатию и понимают смысл действий других животных. Они способны осознанно участвовать в коллективных действиях.
Получается, что до нас на Земле жили какие – то высокоразвитые приматы, которые были очень умны, а жили они в своём закрытом сообществе, где мужские особи имели очень много возможностей проявлять своё поведение. Было доказано, что у людей чувство любви и сострадания к ближнему (альтруизм) есть не что иное, как обратная сторона ненависти друг к другу.
А воинственное поведение – обратная сторона дружелюбия. Всё это говорит исследователям о том, что 6 млн. лет назад у людей и шимпанзе жил общий предок, у которого и были заложены основы подобного поведения. Однако, давайте еще рассмотрим альтернативные теории. Инопланетное воздействие на человечество в прошлом.
Если предположить, что в далеком прошлом человечество посещали гуманоиды, которые стали основателями многих цивилизаций прошлого, можно предположить, что их потомки живут и сейчас среди нас. Возможно, они могли выглядеть как и мы или были иными, но генетическим путем смогли ассимилироваться с землянами и стать такими же внешне.
В древних легендах есть упоминания, что пришельцы были двуполы. А теперь, давайте скажем что-то против того, почему сейчас насаждается в нашей цивилизации понятие "оно", почему естественные способы размножения подменяются однополыми браками. Может быть, это отзвуки как раз древности. А нам, это сейчас не совсем понятно? А теперь, еще один факт.
Если представить, потомки инопланетян живут среди нас, становится понятным, почему мы иногда воспринимаем других людей на генетическом плане врагами. Мы видим образ человека, но внутреннее чутье подсказывает, под личиной человека может скрываться пришелец. Только человек способен ставить мир на грань уничтожения полностью.
Такого нет даже у животных. Как думаете друзья, какая из этих версий имеет под собой больше основы? Напишите в комментариях. Не забываем подписываться, ставить лайк и сделать репост в социальные сети!