Найти в Дзене
ШуБа дЖо

Красота требует жертв...или нет? (часть 1)

Шуня (Шу): Баасяяя, посмотри, что я нашла! Что это такое?

Бася (Ба): Это депилятор. Аккуратней с ним там, не нажми кнопку.

Шу: А зачем? а для чего?

-2

Дядя Жорик (дЖо): А вот счас адская машинка тебе усик кааак выдернет и поймешь для чего!

Шу: Ой, зачем Ма тут эти опасности раскидала?

Ба: Люди, знаешь, они странные такие создания. Удаляют себе волоски лишние на теле.

Шу: Выдергивают?! Добровольно?! Какой кошмар! А зачем?

дЖо: Ну принято так у них, каноны женской красоты, бла-бла-бла. У кого усы есть, тоже удаляют.

Шу, в ужасе прикрыв усы лапами: "Божемоички", какие зверства! Фу-фу-фу!

дЖо, хохочет: А ты представь, что наша модница Бася стала человеком, и первым делом удалила себе свои гусарские усы. Аха-ха-ха! Бася без усов - вот это картинааа!

Бася без усов - вот умора!
Бася без усов - вот умора!

Ба, осаживая дЖо подзатыльником: Ха-ха! Да я тебе без депилятора усы выдергаю, пересмешник ты несносный!

Сам-то понял, что сказал?
Сам-то понял, что сказал?

дЖо отбивается лапами и продолжает хохотать: Да ладно, я пошутил!

Ба: На самом деле женщины на протяжении веков использовали все возможные средства, чтобы выглядеть красиво. Только вот понятия красоты все время менялись. Красота требует жертв! И женщины были готовы на эти жертвы, используя косметику содержащую свинец, ртуть, затягиваясь в корсеты.

Красота - это серьезно!
Красота - это серьезно!

Шуня распахнула глазки от изумления и ужаса.

Какой кошмар!!!
Какой кошмар!!!

дЖо: Ну что ты совсем ребенка застращала. Помыться с душистым мылом или вымыть голову с шампунем - это совсем не жертва, а даже приятненько. Не зря же француженки говорят, что вымытая голова - это уже прическа. Помадку там намазала, тут глазки подвела, сверху духами - пшик! И всё, считай красавица!

Ба: В конце XIX века и в начале XX изменились подходы к гигиене, средства по уходу за собой стали более доступны для людей всех сословий. Конечно об этом лучше рассказала бы хозяйка исторического салона Ксения Паначева. О ее замечательном музее можно подробнее почитать здесь - Аромат времени. Но и мы с Ма кое-что знаем о становлении производства косметики и парфюма в России. Итак, слушай!

* * *

Где жители Рязани в конце XIX и в начале XX веков могли приобрести средства по уходу за собой и парфюм? В аптечных магазинах разумеется! Там были и товары из Франции и Германии, и товары российских производителей. Если заглянуть в книжку графини Молоховец, то можно найти множество рецептов по изготовлению подобной продукции дома и самостоятельно. Бедняки использовали для мытья щелок, изготовленный из печной золы, а обеспеченная публика стремилась к дорогим французским продуктам. Не секрет, что любовь к "офранцузиванию" преследовала российских дам довольно долго, чем в своих интересах пользовались московские парфюмера французы. Один из них Альфонс Ралле.

Парфюмерная фабрика Альфонса Ралле, родившегося во Франции в 1819 году и в 1842-м приехавшего в Москву, была основана в 1843 году. В рекламе "Товарищества высшей парфюмерии А. Ралле и Ко" утверждалось, что ему принадлежит "самая старая и величайшая фабрика парфюмерных изделий в России". Словесный пассаж насчет старейшей фабрики был художественным преувеличением: фабрики Лемерсье, Бородина существовали в Москве и до Ралле, но прекратили существование во второй половине XIX века. А вот крупнейшей в России фабрика действительно являлась и активно конкурировала с фабрикой Анри Брокара.

"Товарищество Ралле" выпускало все виды "благовонных товаров" — духи, мыло, одеколон, пудру, помаду, кремы. А еще фабрика выпускала душистые масла, фиксатуары, зубной порошок, крем для лица, различные препараты для освежения воздуха в жилых помещениях: например, "воду для курения в комнатах", курительную бумагу, ароматизированные курительные свечи. Продукция предприятия была столь популярна и ценима за красоту упаковки, что не раз упоминалась в модных в начале ХХ века шуточных куплетах для исполнения на эстраде: "Вновь весна несет подарки // Пробудившейся земле. // Небеса чисты и ярки, // Как прилавки у Ралле".

В 1855 году Альфонс Ралле получил звание "Поставщик Двора Его Императорского Величества", что свидетельствовало о высочайшем качестве продукции и ежегодных поставках ее ко двору на протяжении не менее восьми лет. В конце 1860-х годов Ралле вернулся во Францию, продав предприятие другому московскому французу — Фридриху Дютфуа. Бренд "Ралле" уже пользовался доверием покупателей, и потому фирма вплоть до 1918 года не меняла названия. С 1869 года фирма была зарегистрирована в форме торгового дома первой гильдии "Альфонс Ралле и Ко" (A. Rallet et S-te). По данным 1872 года, предприятие включало "мыловарный" завод и парфюмерную фабрику. Оба отделения были максимально механизированы, например имелись паровые машины, как английского производства, так и изготовленные в Москве на заводах семьи Смит и Перенуда. Продукция фирмы составляла 37 процентов всего косметического производства в России. В 1898 году фабрику купила известная французская парфюмерная фирма "Ширис" (Chiris). Семейная компания из Грасса являлась ведущим производителем растительного сырья для нужд парфюмерной промышленности всей Европы и на протяжении сорока лет снабжала исходными продуктами — прежде всего цветочными эссенциями и маслами высокой очистки — фабрику Ралле в Москве.

Продукция фабрики благовонных изделий Ралле неоднократно получала награды на выставках. И четырежды — после успехов на всероссийских выставках в 1846, 1865, 1882 и 1896 годах — фирме присуждалось право изображения государственного герба на своих изделиях и рекламе. Герб напоминал о том, что фирма "Ралле" находится на вершине иерархии российских парфюмеров, постоянно соревнуясь с московской фирмой Брокара.

Владельцы фирмы "Ралле" стремились привлечь покупателя как качеством товара, так и изящной упаковкой. Для этого еще в 1860-х годах Арман Дютфуа наладил производство стеклянных флаконов для парфюмерной продукции, для чего устроил в Бутырках завод по производству парфюмерной, аптекарской, химической и кондитерской стеклянной посуды. Хрустальные флаконы и баночки для кремов фирмы "Ралле" также производились на заводе Эдуарда Бромлея в Подмосковье, в селе Сергиевском Подольского уезда.

Фирма тратила огромные средства на рекламу. Выпускались открытки, например с видами Москвы, блокноты, календари и календарики, карандаши с логотипом фирмы. К новому, 1893 году фирма "Ралле" одной из первых среди российских предприятий выпустила специальный рекламный календарь. Описание этого календаря даже содержалось в пособии о том, как надо создавать рекламу, вышедшем в 1894 году: "Изящнейшая из московских реклам — бесплатно раздаваемый календарь на 1893 г. с очень изящными акварельными политипажами и чистыми страничками для ежедневных записей".

В начале ХХ века фирма "Ралле" расширила издательскую деятельность и стала издавать "Полную энциклопедию женских рукоделий" — периодическое издание, в котором рассказывалось о шитье, плетении кружев, давались рисунки кружев и вышивок. Большая часть материала представляла собой переводы из французских модных журналов.

В рекламе 1893 года отмечалось: "Три государственных герба, 20 высших наград и золотая медаль на Парижской выставке 1889 года вполне гарантируют репутацию нашей парфюмерии и объясняют благосклонность потребителей к нашим продуктам".

Огромный успех ожидал изделия фабрики Ралле на Всемирной выставке 1900 года в Париже — предприятие получило высшую награду Grand Prix.

Расцвет парфюмерного дела фирмы "Ралле" пришелся на начало ХХ века, когда главным парфюмером стал один из директоров фирмы, знаменитый Адольф Лемерсье, а под его мудрым наставничеством с 1902 года зрел талант Эрнеста Эдуардовича Бо, сына директора-распорядителя. Первый успех пришел к Эрнесту Бо, когда он работал в Москве и создал духи и одеколон с цветочным ароматом "Царский вереск", а его духи "Фея роз" считалась лучшим воспроизведением аромата розы. Наделал много шума аромат, выпущенный к столетию войны 1812 года - духи "Букет Наполеона".

Грянула Первая Мировая война, и перспективный специалист уходит на фронт. В 1917 году в России происходит революция, и Эрнест Бо возвращается с войны не в родную Москву, а на землю предков — во Францию. Но уже в 1918 году в составе французских частей Антанты он возвращается в Россию — в составе британо-французского десанта в Мурманске. О деятельности Эрнеста Бо в эти два года войны на русском Севере ходят самые противоречивые слухи. В 1920 году он возвращается во Францию и устраивается на работу в филиал некогда родной для себя компании «Ралле» в Грассе. В том же 1920 году Эрнест Бо создает знаменитую «Шанель N5» и утверждает, что этот аромат ему навеяли дни сражений на русском Севере, он был впечатлен свежестью, излучаемой летним утром согревающейся в скудных лучах северного солнца ледяной водой озера за полярным кругом. С этого момента Эрнест Бо становится великим французским парфюмером, и почти никто никогда не вспоминает о том, что свой путь к вершине мировой славы он начинал в Москве.

После революции фабрика «Товарищества Ралле и Ко» была национализирована и сменила свое всемирно известное имя на будничное «Государственный мыловаренный завод №4 треста Жиркость». В 1922 году фабрика получила название «Свобода», под которым мы ее знаем и сейчас. В 1930 году парфюмерное производство на «Свободе» закрыли, а производственные мощности перевели на вновь созданную фабрику «Новая заря».

О главном конкуренте фабрики Ралле читайте в следующей публикации.

Помните продукцию фабрики "Свобода"? Пользуетесь ли сейчас?

А как вам Шанель №5? Пробовали?