Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Что ждать от встречи Байдена с Эрдоганом?

Турецкий лидер предвидит «новую эру» отношений с США, но по-прежнему существует множество разногласий, опасений и интересов, которые разделяют обе стороны. В Анкаре растут ожидания в связи с предстоящей встречей президента США Джо Байдена и его турецкого коллеги Реджепа Тайипа Эрдогана на полях саммита Организации Североатлантического договора (НАТО) в Брюсселе в следующий понедельник.

Эрдоган недавно сказал: – «Я считаю, что наша встреча с Байденом на саммите НАТО станет предвестником новой эры». Без сомнения, высказывания советника по национальной безопасности США Джейка Салливана на брифинге в Белом доме в понедельник о первом президентском турне Байдена за границу вызвали положительные эмоции – Байден с нетерпением ждет возможности рассмотреть «весь спектр» связей Анкары и Вашингтона и обсудить Восточное Средиземноморье, Сирию, Афганистан и другие региональные вопросы в рамках «обширной повестки дня», признавая при этом, что два лидера также рассмотрят «существенные разногласия» между двумя союзниками по НАТО.

Самое главное, Салливан передал «президентское послание» Эрдогану лично: – «Президент Байден очень хорошо знает Эрдогана. Эти двое мужчин провели вместе достаточно времени, и я думаю, что они оба с нетерпением ждут возможности иметь действительно деловую встречу, чтобы оценить отношения в полном объеме».

Среди аналитиков распространено мнение, что США и Турция безнадежно запутались в грязных отношениях. Но с другой стороны, две страны также имеют долгую историю отделения своего союза от глубоких разногласий. В настоящий момент «очарование» турецко-американскому альянсу придает то, что Вашингтон последовательно рассматривает Турцию как «колеблющееся» государство, которое может изменить отношения Запада с Россией. Добавьте к этому еще одно измерение, с учетом уникального географического положения Турции, в том, что касается приоритета США исключения Китая из западного мира. Нет никаких сомнений в том, что предстоящая встреча в Брюсселе будет игрой с высокими ставками.

С легким преувеличением, пожалуй, можно даже сказать, что встречи Байдена с Эрдоганом (14 июня) и президентом России Владимиром Путиным (16 июня) сопряжены между собой. Почти во всех «темах разговора», которые выделил Салливан – Восточное Средиземноморье, Сирия и Афганистан – Россия остается партнером, которого все время держат в уме. Более того, если признать, что «обширная повестка дня» не может не включать в себя весь регион, в котором пересекаются Европа и Евразия, который превращается в театр противостояния между США (НАТО) и Россией – от Центральной Азии до Каспия и Кавказа; и от Черного моря на север через всю Украину.

Безусловно, администрация Байдена хорошо готовится к предстоящей встрече с Эрдоганом. Если заимствовать выражение, которое Салливан использовал для графического наброска Владимира Путина, Эрдоган тоже является «своеобразным личностным лидером, и возможность собраться вместе на саммите позволяет ему управлять этими отношениями, и встать, и защитить американцев, что наиболее эффектно».

Проведена большая подготовительная работа. В последние недели для консультаций в Анкару побывали два высокопоставленных дипломата США –заместитель госсекретаря Венди Шерман и посол США в ООН (в ранге кабинета министров) Линда Томас-Гринфилд. Госдепартамент объявил, что Шерман «подчеркнет важность американо-турецких отношений, поскольку мы работаем вместе с нашим союзником по НАТО, чтобы противостоять взаимным вызовам и обсуждать вопросы, вызывающие озабоченность». Миссия США при ООН в Нью-Йорке заявила в своем заявлении на прошлой неделе, что Томас-Гринфилд обсудит «возможности укрепления отношений между США и Турцией, будет работать с нашим союзником по НАТО для решения глобальных проблем и улучшения сотрудничества по Сирии». Высокопоставленный американский дипломат в представительстве в Нью-Йорке назвал это «моментом интенсивного взаимодействия» с высокопоставленными турецкими официальными лицами перед встречей Байдена и Эрдогана.

Американский дипломат добавила, что Турция является «важнейшим союзником НАТО, и у нас есть стратегические отношения, охватывающие огромный спектр вопросов и проблем, включая вопросы глобальной и региональной безопасности, очевидно, и экономические вопросы, связанные с демократией и правами человека».

Турецкая сторона также начала подготовку к встрече Байден-Эрдоган в течение последних нескольких недель с тех пор, как 24 апреля Байден объявил табу на «геноцид армян» – после резни во время войны 1915-го года под властью Османской империи. Это была красная линия для Турции, и Анкаре следовало отреагировать резко – от закрытия авиабазы ​​Инджирлик или даже прекращения работы радиолокационной базы ПРО в Малатья-Куречик на востоке Турции, стратегическом активе западных стран – системы альянсов вокруг России.

Но, глубокий опыт Байдена в международной дипломатии проявился, когда он позвонил Эрдогану перед тем, как объявить о геноциде армян, и предложил встретиться в Брюсселе в июне. Интересно, что до того телефонного разговора Салливан позвонил (23 апреля) главному помощнику Эрдогана Ибрагиму Калину, где они достигли «консенсуса» относительно точной формулировки, которую Байден будет использовать в своем заявлении на следующий день. Согласно формулировкам, геноцид армян произошел на пороге умирающей Османской империи. Это гарантирует то, что Анкара не будет бороться с исками о компенсации в американских судах наследниками армян, бежавших в США в 1915-м году или позже.

Тактичная дипломатия Салливана и любезный жест Байдена оказали на Эрдогана магическое воздействие. Кстати, из Вашингтона также поступил третий звонок в Анкару по поводу разговора Байдена с Эрдоганом: на этот раз госсекретарь Энтони Блинкен позвонил своему турецкому коллеге Мевлюту Чавушоглу. Действительно, три звонка на высшем уровне из Вашингтона в Анкару за два часа 23 апреля! Они позаботились о том, чтобы заявление Байдена 24 апреля практически не стало событием. Достаточно сказать, что весьма подстрекательское заявление Байдена с тех пор превратилось в сквиб. С тех пор большинство сообщений очень возбудимых турок перестало появляться в сети.

Этот эпизод свидетельствует о внутренней устойчивости турецко-американского союза. Это пробный камень, который нужно применить для переоценки нынешней «исламистской» правящей элиты Турции. Дело в том, что на фоне какофонии по поводу «неоосманизма», очевидной одержимости Турции «стратегической автономией» или непостоянных черт характера Эрдогана, турецкая элита не может позволить себе разрыв пуповины, связывающей ее с западным миром. Исламистская элита Турции унаследовала послания Кемаля Ататюрка, что судьба их страны лежит на Западе. Американцы, в частности Байден, знают эту истину. Следовательно, лейтмотивом саммита Байден-Эрдоган будет танго на личном уровне между двумя президентами.

При этом нельзя недооценивать различия, озабоченности и интересы, разделяющие Вашингтон и Анкару. Это требует отдельного анализа. Но не заблуждайтесь, процесс примирения должен начаться.

БХАДРАКУМАР