В современном мире киберугрозы одна из самых серьёзных проблем и для многих государств и борьба с киберпоеступностью одно из самых приоритетных направлений для Армении, как во внутренней политике, так и во внешней политике. Это связано с увеличением кибератак со стороны Турции и Азербайджана.
Пандемия SARS COVID-19 и поражение во 2-й Карабахской войне и всё усиливающиеся давление со стороны Турции и Азербайджана показала незащищённость Армении в компьютерной сфере, однако данная проблема возникла ещё до событий 2020 года. Вышеперечисленные проблемы показали только то, что у Еревана у нет достаточных механизмов для регуляции киберугроз. Это во многом связано с тем, что в современной Армении нет специализированного органа, кто будет заниматься подобными проблемами и долгое время расследованием подобных преступлений занималась обычная полиция или прокуратура.
В 2017 году лаборатория Касперского провело расследование и опубликовало рейтинг самых опасных и безопасных стран в киберсфере, где Армения была поставлена на 14 место по риску. С 2017 года ситуация с киберпреступностью постепенно ухудшалась в Армении о чём свидетельствует статистика 2019 года. По данным армянской полиции за этот год было совершено было совершено 118 киберпреступлений. Из этих 118 преступлений 64 преступления было направлено на кражу различных технологий. При этом показатели 2019 года ярко демонстрируют ухудшения ситуации, так как с 2017-2019 года количество фиксируемых киберпреступлений не доходило до 100. Только за три квартала 2019 года 37% армянских пользователей столкнулись с мошенническим характером просьбы денег через сеть Интернет, 44% пользователей стали жертвами вредоносного ПО различного характера. Также за три квартала 2019 года 90% компаний ведущие свою деятельность в Армении столкнулись с кибератаками разного уровня или вирусными программами.
Данные 2019 года показывают серьёзность проблемы киберугрозы для Еревана, а постоянное ухудшение позиций с 2017 года показывает не способность Армении решить эту проблему самостоятельно и сотрудничество со странами ЕАЭС для Армении становится всё более и более актуально для Еревана. Кроме того, это сотрудничество не обязательно должно носить межправительственный характер. Так например ещё большее привлечение работать в Армению крупных специалистов из российских IT-компаний в первую очередь из лаборатории Касперского или Dr Web могло бы быть эффективной мерой, по предотвращению количества киберпреступлений, в том числе эта мера могла быть более эффективной по мониторингу Dark Net.
С 2018 года отношения между Арменией и России претерпели значительную трансформацию не в лучшую сторону, но не смотря на все противоречия и ориентацию Армении на Европейский Союз, с 2018 года Россия регулярно выступала за совместное сотрудничество в области кибербезопасности и предлагала обсудить возможные проекты по созданию единого механизма о регулировании интернета. Для реализации этой цели 13 августа 2019 года была проведена встреча двух секретарей Совбезов Арсена Григоряна из Армении и Николая Патрушева из России. Сторонам удалось достичь соглашения о сотрудничестве спецслужб по мониторингу Интернета, что способствовало бы снижению преступности.
2019 год показал неэффективность армянских спецслужб по предотвращению киберпреступлений и в 2020 году такая динамика только ухудшилась. Из-за резкого перехода на удалённую работу из-за пандемии коронавируса, только за первое полугодие 2020 года количество киберпреступлений было зафиксировано 98. Чаще всего эти преступления мошеннического характера или преступления финансового характера. Кроме того, негативная динамика показывает и уязвимость Еревана перед внешними атаками, так 8 июня 2020 года Азейбарджан смог взломать Министерство Обороны Армении и выложил в интернет данные несколько сотен граждан Армении, в том числе и военнослужащих.
2019-2020 года показывают о неспособности Армении, самостоятельно справится с этой проблемой и поэтому Ереван активно поддерживает идею ОДКБ о совместном регулировании Интернета, озвученные в конце 2020 года начале 2021 года с целью создания общих механизмов против кибербуллинга. Совместная кооперация с другими странами и в первую очередь с Россией, возможно поможет Армении снизить риски в этой сфере. Успешная координация армянских спецслужб со странами ОДКБ в Интернете возможно приведёт к снижению давления со стороны Азейбарджана и Турции.
Список литературы:
1. "Ситуация опасная": азербайджанские хакеры добрались до документов Минобороны Армении URL: https://ru.armeniasputnik.am/society/20200708/23658836/Situatsiya-opasnaya-azerbaydzhanskie-khakery-dobralis-do-dokumentov-Minoborony.html
2. Рост киберпреступлений в Армении: как не стать жертвой интернет-ловкачей? URL: https://ru.armeniasputnik.am/society/20200710/23678321/Rost-kiberprestupleniy-v-Armenii-kak-doverchivym-grazhdanam-ne-ugodit-v-seti-moshennikov.html
3. Выборный рассказал, как страны ОДКБ будут регулировать интернет URL: https://ru.armeniasputnik.am/radio/20210224/26565219/Vybornyy-rasskazal-pokakimprintsipamstranyODKBbudutregulirovatinternet.html
4. Патрушев провёл в Ереване консультации по вопросам безопасности URL: https://eadaily.com/ru/news/2019/06/21/parlament-armenii-ratificiroval-dogovor-odkb-ob-informacionnoy-bezopasnosti
5. Кибер угрозы в Армении URL: https://ampop.am/cyber-security-issues-in-armenia/
6. Анализ системы обеспечения защиты информации в процессе цифровизации ее оборота в рамках ЕАЭС в аспекте повышения экономической безопасности URL: https://esj.today/PDF/41ECVN420.pdf