По мнению авторитетного американского социолога Д. Рицера, сеть ресторанов быстрого питания «Макдоналдс» на сегодняшний день является самый влиятельным предприятием из всех существующих. Это связано с тем, пишет учёный, что модель «Макдоналдса» оказалась настолько революционной, что, по сути, вынудила производителей товаров и услуг, стремящихся к коммерческому успеху, общественному признанию или и тому, и другому, безоговорочно следовать ей. В связи с этим, Д. Рицер ввёл новое понятие ‒ «макдональдизация», которое, в его понимании, означает процесс, пользуясь основными принципами которого, «Макдоналдс» претендует на мировое господство, то есть доминирование в самых разнообразных сферах жизни общества.
Социолог отмечает, что влиянию макдональдизации подвергаются даже, казалось бы, неуязвимые институты, такие как семья или, что ещё более парадоксально, религия. Он приводит в пример так называемые мегацеркви и их «франшизы», которые по своей структуре мало чем отличаются от макдональдизированных торговых центров.
Макдональдизация не обошла стороной и Россию. И, несмотря на бытующее мнение, согласно которому Западные страны в социокультурном плане не оказывают решающего влияния на Россию, так как менталитет россиян отличается от менталитета граждан США или, скажем, жителей любой из стран Евросоюза, мы можем проследить, как макдональдизация проявляет себя даже в таком общественном институте, как Русская Православная Церковь (РПЦ), которая с 1990‒х стала играть огромную роль в решении социальных проблем, возникших в результате распада СССР.
Правительство, осознавая тот факт, что институт церкви обладает большим кредитом доверия у населения, начало активное сотрудничество с РПЦ. Это проявилось, в первую очередь, в выделении ресурсов на реализацию планируемых церковными иерархами социальных программ. Среди них особенно выделяется «Программа строительства православных храмов в Москве» или «Программа ‒ 200».
Суть программы заключается в том, что в 2010 году мэрия Москвы совместно с РПЦ приняли решение о строительстве 200 новых храмовых комплексов на территории столицы РФ.
Мне кажется, что этот проект не просто частично подвержен макдональдизации, а вполне соответствует всем четырём её принципам, которые в своём труде «Макдональдизация общества 5» выделил Д. Рицер: эффективность, просчитываемость, предсказуемость и контроль. Поэтому целью данной статьи является рассмотрение «Программы ‒ 200» на наличие в ней перечисленных выше принципов и проверка актуальной политики РПЦ на предмет макдональдизации.
Для начала стоит обратить внимание на принцип эффективности, который Д. Рицер понимает, как «оптимальный метод обеспечения перехода от одного состояния к другому».
И если Макдоналдс стремится максимально эффективно удовлетворить естественную потребность человека в еде, обеспечить переход из голодного состояния в сытое, то и религиозные потребности, многие из которых, по мнению авторитетных психологов и специалистов в области религиоведения, заложены в природе человека и также нуждаются в удовлетворении. Так, например, Эрих Фромм определял религию, как «любую разделяемую группой систему мышления и действия, позволяющие индивиду вести осмысленное существование и дающую объект для преданного служения». Человек, по Эриху Фромму, единственное животное, которое пытается отыскать смысл бытия, понимая при этом неизбежность смерти, то есть, осознавая свою беспомощность. Разум же толкает его к новым решениям, желанию достичь гармонии, то есть некоего абсолюта. Подобное желание порождает потребность, выходящую за рамки чувственного мира, - потребность в цели, силе или идее, которая превосходит человека, такой, к примеру, как Бог. Следуя мысли психолога, мне кажется, что храм ‒ это место, в котором люди, в первую очередь, максимально эффективным образом удовлетворяют свою религиозную потребность, вступая во взаимодействие со Святыми, Ангелами и Богом. Таким образом, можно утверждать, что главной целью «Программы ‒ 200» выступает повышение эффективности удовлетворения религиозной потребности за счёт увеличения количества мест, в которых это осуществляется.
Принцип просчитываемости, по Д. Ритцеру, это акцент на количественных аспектах выпускаемой продукции, то есть становление количества эквивалентным качеству.
В случае с Макдональдсом просчитываемость нельзя рассматривать как нечто одностороннее. С одной стороны, потребитель рассчитывает время и деньги, которые он затратит на удовлетворение определённой потребности. С другой стороны, производитель просчитывает, как максимизировать, учитывая и потребительские расчёты, свою прибыль. «Программа ‒ 200», пусть и не в полной мере, но частично соответствует этому принципу. Так мэрия Москвы математически рассчитала, сколько храмов и где нужно построить, чтобы обеспечить каждый приход 25-30 тысячами жителей. Кроме того, для каждого из этих жителей поездка до храма будет занимать не более часа. Таким образом, всё просчитано так, чтобы каждый приход имел такое количество прихожан, чтобы финансово обеспечивать себя и даже выходить в плюс - получать прибыль. И, что не менее важно, изначально все храмы должны были быть построены по одному образцу, шаблону – ставка делалась на соотношении оптимального качества к количеству. Тем не менее, в 2018 году было принято решение о том, что каждый храм будет обладать неповторимым обликом.
Что касается предсказуемости, то, как считал автор «Макдональдизации общества 5», этот принцип означает, что «все продукты будут одинаковыми в любое время и в любом месте».
Если мы будем рассматривать храм, как место отправления культа, который не может не соответствовать религиозным догматам и, как писал отечественный религиовед И. Н. Яблоков: «непосредственно соотносится с религиозным сознанием, удовлетворяет потребности вероисповедания, греет религиозные чувства, реализует общение единоверцев», ‒ то поймём, что крайне сложно найти нечто более предсказуемое, чем поход в него. Тем не менее, как уже и было сказано выше, строительство храмом по «Программе ‒ 200» подразумевает ещё большую шаблонность и предсказуемость. Ведь если раньше почти каждое религиозное строение обладало уникальным своеобразие, то в современных реалиях каждый новый храм, несмотря на внешние отличия, имеет не просто схожую, а аналогичную структуру со всеми остальными зданиями, построенными в рамках данной программы. Так на официальном сайте РПЦ можно прочитать слова патриарха, согласно которым при каждом храме будут организованы:
1. Воскресная школа;
2. Молодёжный центр;
3. Служба для работы с людьми, нуждающимися в социальной поддержке.
Подобная структура каждого из 200 храмом, по моему мнению, и есть воплощение в жизнь принципа предсказуемости.
В завершение рассмотрим принцип контроля, подразумевающий целенаправленное ограничение выбора человека и контроль за деятельностью последнего со стороны нечеловеческих технологий.
Как Макдональдс сужает потребительский выбор ограниченным по своему содержанию меню и местом расположения ресторана, которое не выбирается людьми, так и «Программа ‒ 200», как я думаю, как бы приписывает человека к определённому месту отправления культа. Каждый храм строится, исходя из математического расчёта того, сколько верующих людей, живущих в непосредственной близости, смогут добираться до него менее чем за час. Этим расчётом практически исключается возможность поездки человека в любой другой храм, построенный в рамках «Программы ‒ 200». Что же касается контроля за работниками религиозного учреждения при помощи нечеловеческих технологий, то он гораздо более эффективно осуществляется конфессиональными догмами.
Так можно ли на основании проведённого исследования сказать, что РПЦ сегодня подвергалась магдональдизации? Даже теперь нам проблематично дать полный ответ на этот вопрос. Всё дело в том, что отправление религиозного культа, осуществляемое в соответствии с установленными РПЦ догмами, как бы парадоксально это не звучало, само по себе опирается на принципы магдональдизации. Храм ‒ это место, в котором верующие:
1) Максимально эффективно удовлетворяют свою религиозную потребность;
2) В то же время каждый из них может примерно предсказать, что конкретно его ждёт в храме;
3) А контроль осуществляется вообще в рамках любой религиозной традиции.
Однако принцип просчитываемости как раз таки является той частью «Программы ‒ 200», которая может с точностью указать на подверженность программы магдональдизизации. Но опять же, коль скоро эта программа имеет место лишь в Москве, мы не можем говорить о тотальной магдональдизации РПЦ, а скорее о её предпосылках, неизбежно появляющихся под давлением самой эффективной на сегодняшний день модели ресторанов быстрого питания Макдоналдс.
Список литературы:
1. Ритцер, Д. Макдональдизация общества 5 / Д. Ритцер ; Джордж Ритцер ; пер. с англ. А. Лазарева. – Москва : Праксис, 2011. – 593 с.
2. Цыпкина, М. Г. Макдональдизация как один из типов рациональности в эпоху глобализации / М. Г. Цыпкина // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. – 2015. – Т. 1. – С. 266-272.
3. Полунов, А. Ю. Социальные проекты Русской Православной Церкви: перспективы и противоречия / А. Ю. Полунов // Государственное управление. Электронный вестник. – 2005. – № 6. – С. 4.
4. Яблоков И. Н. Понятие и функции религии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-funktsii-religii (дата обращения: 27.04.2021).
5. Фромм Э. Психоанализ и религия = Psychoanalyse & Religion (1949) / Пер. А. Дванова. — М.: АСТ, 2010. — 160 с. — (Философия. Психология). — 3000 экз. — ISBN978-5-17-056717-1, ISBN978-5-403-03207-0.
6. Программа строительства православных храмов в Москве // Википедия. [2021]. Дата обновления: 04.02.2021. URL: https://ru.wikipedia.org/?curid=6468204&oldid=112172798 (дата обращения: 04.02.2021).