Примерно в 20 километрах на юго-восток от Пуно (Перу), на берегу озера Титикака расположена провинция Чукуито, в пределах которой можно найти любопытный археологический объект, получивший название «Храм плодородия» (также место известно как Инка Уйо).
Несмотря на то, что внешне руины очень похожи на те, которые принято относить к инкам, однозначно сказать к какой именно культуре относится древний объект затруднительно.
Исторический памятник представляет собой прямоугольную постройку, состоящую из крупных гранитных камней, плотно подогнанных друг к другу.
Интересной особенностью является тот факт, что внешняя сторона прямоугольного строения возведена по полигональной технологии, в то время как внутренняя ее часть сложена гораздо примитивней, словно на скорую руку, из меньших по размеру камней.
По всей видимости, внешняя сторона храма, является самой древней и, возможно, в прошлом изначальное строение предназначалось для других целей.
Наибольшую известность, как и свое название, объект получил благодаря расположенным внутри него каменным изваяниям фаллической формы, коих насчитывается - 86 штук. Когда-то, согласно местной легенде и заверениям туристических гидов, желавшие иметь детей инкские женщины стремились сюда. Под руководством жреца они взбирались на эти каменные «грибы» и обливались традиционным перуанским кукурузным пивом чича. Эта процедура якобы помогала забеременеть и даже определить пол ребенка.
Об истинном возрасте храма сложно судить.
На просторах Сети можно найти занимательную статью туристического блогера, которая провела небольшое расследование после посещения объекта. Название статьи говорит само за себя: «Как создают липовые достопримечательности для развода туристов, и как я повелась на одну из них».
По возвращении домой, девушка решила поискать больше информации об этом месте. «Храм во время посещения», – с ее слов – не вызвал особых сомнений в подлинности. «Как-то в голову не приходило, что наивных туристов могут так нагло разводить», - с обидой пишет она, и далее приводит выдержки из статьи Нью-Йорк Таймс, под названием «Насколько реальны эти руины? Местные говорят, не спрашивай».
Нью-Йорк Таймс пишет, что стены из больших камней были найдены в середине 20 века археологами Марион и Гарри Чопик. Эксперты сходятся во мнении, что находившиеся внутри предметы являются древними, а камни из местных каменоломен. Проблема в том, что раскопки не подтвердили, что камни когда-либо были расположены вертикально рядами, как это выглядит сегодня. Этого же не допускает и большинство научных статей об Инка Уйо.
Далее у Нью-Йорк Таймс говорится, что камни, найденные во время раскопок были никому не нужны, пока предприимчивые люди из числа местных не решили использовать их для создания достопримечательности, которая привлечет туристов.
«Владелец ресторана "Тио Хуан" использовал один из камней, чтобы построить фонтан в своем ресторане. Однажды вечером он выпивал с мэром города и другими местными властями перед фонтаном. Он пошутил, что кто-то должен переместить камни внутри Инка Уйо и расположить их так, чтобы создать Храм плодородия».
Так ресторатор из Чукуито в увеселительной обстановке придумал новую достопримечательность, а местные власти с радостью поддержали идею…
То, что эти камни необычной формы представляли собой фаллосы, а найденное сооружение - храм плодородия, придумали те же предприимчивые жители Чукуито, и этому нет никаких подтверждений, - с негодованием пишет девушка.
Примеров новодела масса. Археологический Диснейленд – прибыльная статья дохода для местных. Здесь можно вспомнить отстроенный практически заново храм Каласасайя в соседней Боливии.
Но если эти каменные «грибы» никак не связаны с плодородием, то что это? Чем обусловлена их фаллическая форма? И откуда они там вообще взялись?
Внешний вид изваяний дает пищу для размышления и зацепку для проведения аналогий:
Кому-то они напоминают гигантские заклепки, по типу заклепочных соединений для скрепления элементов пролетных строений. Например, моста.
Кто-то видит сходство с распространенными в Азии лингамами. И там, и там присутствует процедура возлияния. Лингамы имеют разнообразную форму и более искусные в своем исполнении, но есть и очень похожие внешне…
Встречаются и экстравагантные версии, так же основанные только на внешнем сходстве. В Индии есть исторический комплекс под названием Кудаккаллу Парамбу, представляющий собой место с древними мегалитическими захоронениями. На территории комплекса находится 69 памятников имеющих форму гриба или зонта. В отличии от перуанских, изваяния не монолитны, а состоят из нескольких частей, имеют другие пропорции и размеры.
Известны находки дольменных пробок (или втулок). Есть очень похожие на каменные «грибы» Инка Уйо.
Наиболее популярная среди исследователей версия связана с озером Титикака.
В рамкой данной версии, каменные изваяния из Храма плодородия – никакие не фаллосы, а аналоги швартовых тумб. Использовались они для закрепления судов (лодок) у побережья Титикака. Озеро, согласно исследованиям, имело в глубокой древности большие размеры. Уровень водного бассейна был примерно на 30 метров выше того, что мы можем наблюдать сегодня. Сами каменные «тумбы» располагались вдоль берега и служили как раз для этих целей.
Озеро Титикака находится на границе Перу и Боливии.
Пума-Пунку - боливийский мегалитический комплекс, находящийся рядом с восточным берегом Тититика, по гипотезе археолога Артура Познанского, представлял собой что-то вроде портового сооружения, располагающегося в древности на берегу озера. Выдвинутая 100 лет назад гипотеза прижилась довольно надолго. Но во второй половине XX века при глубоководных исследованиях дна Титикака были обнаружены остатки древних строений. Что говорило не об уменьшении бассейна озера, а наоборот – об увеличении.
Данное противоречие исследователи попытались разрешить гипотезой о периодических колебаниях уровня воды в Титикака с большим размахом по амплитуде.
Имели ли место подобные колебания и как часто они происходили – не известно.
Помимо всего, рядом с храмом в Чукуито, словно по линеечке, выложены в ряд гранитные блоки. Совершенно не ясно, с какой целью они были обтесаны и где должны были применяться.
Можно предположить, что это остатки первоначального древнего строения. Инки обнаружили его уже в разрушенном состоянии и не смогли восстановить, но сохранили их как напоминание о тех, кто жил на этих землях задолго до них, и кого сами индейцы называли богами... (Д. Лагун)
Дополнительную информацию о многих других объектах вы можете найти на нашем официальном сайте.