Со Сьюзен Зонтаг всегда все было немного не так. Вот и ее фамилия по-русски пишется то "Зонтаг", то "Сонтаг". Я придерживаюсь первого варианта, он ближе к оригиналу. Эта фамилия досталась Сьюзен от отчима, который на самом деле ее не удочерял и свою фамилию ей не давал. Девушка сама так назвалась, отказавшись от "Розенблатт". Она не хотела носить фамилию родителей. Отца она фактически не помнила (когда он умер, девочке было всего пять), а с матерью-алкоголичкой у нее не было теплых отношений.
Девочка росла вундеркиндом. Она рано начала читать. В 6 лет прочла книгу про Мари Кюри, и образ этой женщины, дважды Нобелевского лауреата, стал для нее путеводной звездой. Сьюзен тоже захотелось прославиться. Но как? Стать ученой? Сперва она так и хотела, но потом прочла книгу Джека Лондона "Мартин Иден" и решила стать писательницей. Девочка буквально глотала книги, и вскоре стало ясно, что ее познания превосходят знания некоторых учителей. Она закончила школу экстерном и стала студенткой Калифорнийского университета в 15 лет.
Потом она перевелась в Чикагский университет, а потом в Гарварде стала магистром философии.
Когда ей было всего 17, Сьюзен вышла замуж за 28-летнего профессора социологии Филипа Риффа, притом до того они были знакомы всего полторы недели. Эта девушка буквально летела по жизни, как ракета, опережая своих сверстников во всем. В этом браке родился сын Дэвид. В 25 лет Сьюзен написала свою первую книгу - «Фрейд: ум моралиста», и опять поступила нетривиально. Книга вышла под именем Риффа и долго считалась его трудом. Отказ от авторства Сьюзен был связан с тем, что шел процесс развода, и она отдала авторские права Филипу в обмен на право на опеку над сыном.
Уже в первой книге проявился глубокий и саркастический ум Сьюзен Зонтаг, видно ее умение владеть словом.
Ее следующие труды были сборниками интересных эссе на разные темы, но все они объединены тем, что так или иначе отражают проблемы культуры, личности, общества. В 1964 году вышел ее первый сборник эссе - «Против интерпретации». Здесь она выступила с критикой привычных представлений о культуре, где есть устоявшиеся иерархические структуры, например, деление культуры на высокую и низкую. Она также не соглашалась с тем, как интерпретируются художественные произведения - через анализ содержания.
Сьюзен считала, что современная интерпретация превращает подлинность в ручное, комфортное проявление, удобное для использования.
Взгляды Зонтаг, которые поначалу воспринимались как культурный терроризм, были потом признаны и приняты многими теоретиками и деятелями культуры и искусства. Первый сборник сделал Сьюзен известной, а второй - «Образцы безоглядной воли», знаменитой. Она вошла в круг мировой интеллектуальной элиты. Как было принято в этом кругу в 70-е годы, она вела довольно безоглядный образ жизни - много курила, принимала амфетамин, мало спала, много думала. Ее тело отомстило ей по полной.
В 42 года у Сьюзен обнаружился рак груди 4 стадии, уже с метастазами. Казалось бы, это конец, но Зонтаг переборола болезнь. Во время этой борьбы она написала свое знаменитое эссе "Болезнь как метафора". Обманув, на этот раз, смерть, в 67 лет она вновь заболела раком, это была саркома матки. Удивительно, но и эту напасть она победила! К этому времени она уже была подругой знаменитой женщины-фотографа Энни Лейбовиц.
В 2001 году Энни (ей было 52) родила их дочь, донором стал сын Сьюзен Дэвид. Через пару лет они решились на второго ребенка, на сей раз с помощью суррогатной матери, но в 2004 году 71-летняя Сьюзен Зонтаг умерла от лейкемии. Рак таки добил ее. Она так и не увидела близняшек.
Более подробно о ней - в книге Б. Мозера. Почитайте.
Читайте еще на моем канале:
Риторика и философия: что общего между ними?
Что бы мы делали без стресса? О том, как он влияет на жизнь общества
А вот еще интересное в блоге моего мужа:
Что я увидел в Арле буквально за несколько часов
Я могу поместить в своих статьях ссылку и на ваш канал. Пишите на электронный адрес, если вам это интересно, обговорим условия.