Найти тему
МИР (Море История Россия)

В поисках укреплений. Кусочек Ялтинского шоссе.

Ну, что, в прошлый раз, в поисках остатков укреплений, мы прошлись по Балаклавскому шоссе, а теперь прогуляемся по Ялтинскому? Мы пройдемся от развилки Балаклавского и Ялтинского шоссе, не удаляясь более, чем на 200-250 метров от дороги. Только, вот… какой дороги? Все дело в том, что старая Ялтинская дорога – это полотно современной железнодорожной ветки, а новая дорога построена выше. Именно она и снесла старый французский редут времен Крымской войны, который некогда располагался над развилкой дорог, и именно в нем было установлено 100-мм орудие дота № 29. Но с этим объектом мы простились уже давно. А, вот дот, который находился у подножья, попал в «черный список» недавно, он был засыпан при строительстве технической площадки для стоянки дорожной техники.

Это тот самый, сейчас засыпанный.
Это тот самый, сейчас засыпанный.

Это был достаточно интересный дот 1-го поколения со входным тамбуром-сквозником и полукруглой фронтальной частью. Сохранилось мое старое фото плохенького качества, значит, он пал смертью храбрых или в 2008 или 2009 году. Возможно, его нижняя часть еще и сохранилась. Так, что в районе развилки сохранился только один бутовый дзот, почищенный поисковиками, под линией железной дороги. Пусть это будет наш №1.

Дот с немецкой "нахлобучкой"
Дот с немецкой "нахлобучкой"

Хотя нет, выше дороги есть еще одна сборная огневая точка. Она более поздней постройки, с граненной фронтальной частью и выходом в траншею. Ее интересной особенностью является «немецкий ремонт» нахлобучка сверху из более темного серого бетона, характерная особенность использования дота немцами. Пусть это будет №2.

Дальше идет «пустой» участок дороги, где слева, у подножья высоты Карагач есть два небольших участка дореволюционных окопов, но в восторг они никого не приведут (ну, может, только специалистов). Далее, если бы не было войсковых частей, мы бы нашли два дзота, сложенных из бута (условно считаем, что мы их нашли, и обозначили номерами 4 и 3), и … все. Нет, выше, по гребню высоты есть и бывшие командные пункты, и доты, но это тема отдельного рассказа

Дзот на развилке
Дзот на развилке

Мы подошли к Ялтинскому кольцу, памятнику Киевскому гусарскому полку и турецкому редуту (копанному-перекопанному). Хотя… нет…, точнее, да! Вспомнил, у подножья редута, с фронтальной (восточной) стороны есть бутовый дзот. Условно, считаем, что это №5.

Две дороги образуют большую латинскую «V». Все, что располагалось между двумя дорогами, было запахано под виноградники, однако, ровно посередине между Балаклавской и Ялтинской дорогами, через виноградники, идет непонятная полоса с грунтовой дорогой. Это бывшая линия трамвая на Балаклаву, вдоль которой некогда располагались укрытия, блиндажи, землянки. Они, конечно засыпаны, но, при должном терпении и усердии, назвонить можно многое. В том числе и куски танковой брони.

Именно здесь к колхозу «Большевик» прорывались советские «Валентайны» и огнеметные Т-34. Именно здесь за три дня сгорели более 25 машин, и еще 42 были подбиты. Но, это было в 1944-м, а в 1942-м немцы прорывались по этой же долине, и, именно поэтому шел бой за турецкий редут у памятника Киевскому гусарскому полку. Эта высота фланкировала продвижение по долине.

19-го июня противник захватил высоту. Но ненадолго. Советским командованием было принято решение отбить высоту 74.0[1]. Высота находилась в полосе обороны 7-й бригады морпехоты, однако задача была поставлена ее правому соседу- 9-й бригаде. В атаку из состава 1-го батальона была выделена 2-я рота ст. л-та Королева. В бою 20.06.42г. была отбита северная вершина двойной высоты с высотной отметкой, но в связи с сильным огнем противника, наступление пришлось приостановить. Погибло 60% личного состава роты, был убит командир и два командира взводов. Под огневым воздействием противника остатки роты отошли на обратные скаты высоты. В связи с высокими потерями 9-й бригады, было принято решение перебросить на этот участок ее 2-й батальон.

22 июня 1942 года противник ввел в бой «гастролера» 420-й полк 125-й пехотной дивизии и захватил высоту. В 05.30, после сильной авиационной и артиллерийской подготовки части 170-й немецкой пехотной дивизии перешли в наступление на высоту 74.0. После тяжелого боя батальон 9-й бригады, не получив вовремя подкреплений, вынужден был оставить турецкий редут в районе современного памятника Киевским гусарам.

«Пожалуй, самым существенным, чего противнику удалось в этот день добиться, — отмечал бывший началь- ник штаба Приморской армии Н.И.Крылов, — был захват важной высоты 74,0 у стыка первого и второго секторов. Это означало углубление южного клина, продвинувшего­ся уже за линию Сапун-гора - Балаклава» [2]

[1] 6-й Турецкий редут в районе памятника Киевскому гусарскому полку.

[2] Крылов Н.И. Не померкнет никогда –М.Воениздат 1984г.