Осужден ли был (фактически) Сатана еще в Эдеме?!
Этот вопрос довольно важный и актуальный, особенно для тех, кто стремится обрести точные знания истины, полное ее понимание... Есть немало заблуждений по этому вопросу, да и вообще в отношении Сатаны, как видно. Эти заблуждения искажают истину и вызывают много вопросов и нестыковок у тех, кто тщательно и давно исследует Писания.
Рассмотрим для начала два похожих текста Библии:
"Он показал мне первосвященника Иисуса, стоящего перед ангелом ЙХВХ, и Сатану, стоящего справа от него, чтобы противодействовать ему. Затем ангел ЙХВХ сказал Сатане: «Пусть ЙХВХ осудит тебя, Сатана! Пусть ЙХВХ, выбравший Иерусалим, осудит тебя! Разве этот человек не головня, выхваченная из огня?»" (Зах.3:1,2)
"Но даже архангел Михаил, когда спорил с Дьяволом о теле Моисея и не соглашался с ним, не посмел осудить его в оскорбительных выражениях, но сказал: «Пусть Господь осудит тебя»." (Ид.1:9)
Как видим, ангел Божий не говорил о том, что Сатана уже осужден, но желал, чтобы Вседержитель все-таки осудил Сатану, который ставил препоны народу Божьему, клевеща на него и обвиняя его перед Иеговой (ЙХВХ), по сути , завуалированно бесславя самого Бога за счет неповиновения его народа. А если учесть еще и то, что Сатана пребывал на небе и мог являться перед лицом Бога среди других ангелов (см. кн.Иов первые главы)...
Также следует учесть следующее, касающееся событий в Эдеме: слова Бога о змее Сатана скорее всего не принял на свой счет или не понял истинный смысл (см. часть 1 данного исследования: https://bibleistika-i-vse.blogspot.com/2019/08/1.html)... В Эдеме Сатане было позволено испытать людей, ведь Дьявол заявил по-видимому о том, что люди не останутся верными Иегове, если искусить их. Всевышний не стал произносить суд над критичным ангелом, но осуждения на тот момент были достойны только мужчина и женщина, а также змей, который для первой пары людей не был кем-то иным, судя по всему, как просто "хитрым" (букв. на иврите: мудрым, разумным) змеем, обманувшим женщину, на что та так прямо и указывала... Поэтому в пророчестве и говорится: "За то, что ты это сделал, проклят ты среди всех домашних животных и среди всех полевых зверей. Все дни твоей жизни ты будешь ползать на брюхе и есть земную пыль. Я сделаю так, что будет вражда между тобой и женщиной, между твоим потомством и её потомством. Оно поразит тебя в голову, а ты поразишь его в пятку" (Быт.3:14).
Это завуалированное пророчество было сказано в согласии с мудростью Божьей, выраженной позднее устами Соломона в притчах: "Говори глупому по его глупости"...
Эта священная тайна была не до конца понятной вплоть до появления Иисуса Христа, а также написания греческих христианских писаний. Конечно же Иегова имел ввиду этого злого ангела, говоря о змее, однако Бог не высказал это открыто ни людям, ни небесным сыновьям, судя по всему. Это еще долго оставалось священной тайной... А если бы Бог сразу открыто осудил навечно Сатану, то тот не смог бы дальше мыслить и действовать в своем упорстве (ведь для него не было бы смысла, и "руки бы опустились", и страх вечной погибели бы сковал его), и не получил бы власть над миром. Да и праведно было ли бы Богу-Судье осуждать в тот момент Сатану, за то, что он был прав в отношении первой пары людей, ведь они искусились, за что и получили наказание?! Но когда наступил прецедент, связанный с человеком Иисусом, который устоял во всех испытаниях, и оказался верным даже до смерти, то Иегова в нужное и им задуманное время "мог отвечать тому, кто упрекает" Его (Пр.27:11). "И потому, как из-за одного проступка последовало осуждение людей всякого рода, так и благодаря одному поступку, принёсшему оправдание, следует объявление людей всякого рода праведными для жизни. И как непослушание одного человека сделало многих грешниками, так и послушание одного сделает многих праведными." (Рм.5:18,19) Поэтому Иисус "в дни своей плоти" , веря что устоит даже до смерти, веря в пророчества Отца и зная Его тайны и язык прообразов и символов Писания, мог сказать об обещанном духе, что он "даст миру убедительное свидетельство... о суде, потому что "правитель этого мира предан суду" (Ин.16:11).
Однако, когда же по факту Сатана осужден и приговор вечной погибели вступил в силу?! Ведь мы знаем, что Сатана еще долгое время после воскресения Христа был на небе и мог обвинять и дальше тех, кто являлся учеником Христа в собрании Божьем, тех кто поистине был "семенем женщины". В Откровении указывается, что Змей был сброшен на землю, когда Иисус Христос принял власть над всей землей. Согласно пророчествам это наступило только в 1914 году. Но тогда Сатана был сброшен только с небес, т.е. ему не осталось там места, т.к. вопрос о верности человека был решен раз и навсегда после искушений, страданий и смерти Иисуса. Война (букв. "полемика" на языке оригинала в Отк.12гл) на небе произошла именно по этому поводу и вопросу. Тогда Михаил-Христос поднял этот вопрос и его решение перед Богом, и Иегова подтвердил эту истину перед лицом ангелов, тем самым закрыв уста Дьяволу, проигравшему в этом спорном вопросе. Поэтому ему уже не осталось места на небе, ему не чем было уже апеллировать, и его власть была устранена, т.к. своей смертью Иисус "покончил с грехом раз и навсегда", "обнажив правительства и власти, он выставил их на всеобщее обозрение, проведя их в триумфальном шествии как побеждённых..."(Кл.2:15). Сатана был сброшен с небесного трона над землей, и именно тогда кончились "времена язычников", которые были во власти Злого. Трон был дан Михаилу-Иисусу-Христу, который был помазан Богом задолго до этого, и который наконец получил обещанный трон (аналогия: помазание Давида и его последующее фактическое восшествие на престол). Так Сатана был сброшен на землю, но ведь это еще не уничтожение. Будучи сброшенным на землю, Сатана понимал, что "у него осталось мало времени" (кстати, для чего?!), и он стал очень зол из-за этого (как Саул, который видел благословения Давида и свое отвержение, хотя и не мог это принять). Теперь он мог только самолично, пользуясь демонами и теми, кто еще живет во грехе (а их не мало, тех кто не верит в благую весть), воевать и вредить потомству женщины, до тех пор, пока остаток потомства не будет запечатлен окончательно, что станет началом армагеддона. Но и тогда Сатана не будет еще уничтожен, но только связан, заключен в бездну на тысячу лет. И только по истечении этого периода, будучи выпущенным, Сатана сможет отвести не мало людей от Бога, будучи также в земных пределах (каково же его упорство!).
На что указывает это его упорство и действия?! Сатана все еще будет движим ненавистью к народу Бога, видимо не принимая проигрыша, и не осознавая, что Бог приготовил его к уничтожению, и что Бог в силах защитить своих преданных. И когда эти народы, под водительством глупого и упертого Сатаны (который пребывает во тьме, не зная истинных замыслов Бога, конечной Его цели), набросятся на верных Богу людей, тогда Иегова произведет окончательный суд и совершит древнейшее пророчество о гибели змея и его потомства: Иисус Христос и его "братья", т.е. все вместе как "семя женщины", уничтожат мятежных людей и самого Сатану, поразив этого древнего змея "в голову", окончательно и навечно (справедливо) лишив его не только права голоса и возможности действовать, но и жизни вообще, исполнив наконец Божий суд:
"Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадёт на его темя. Славлю ЙХВХ за правосудие Его и пою имени ЙХВХ [перевод этого имени с иврита: "дающий становиться (быть, стать, исполниться)"], Всевышнего."(Псалом 7:15-18).