Найти в Дзене
ПроФэнтези

В чем секрет успеха Брендона Сандерсона?

Соавтор Роберта Джордана, который закончил «Колесо Времени», автор масштабной эпопеи «Космер», создатель «Курсов писательского мастерства», лауреат многих премий – это все о Брендоне Сандерсоне. О нем можно сказать еще много хороших слов (или не очень, если вам не нравится его творчество), но сегодня я бы хотел остановиться только на одном, очень важном качестве этого писателя – компетентность.

Обложка книги "Слова Сияния" из "Архива Буресвета" (арт www.michaelwhelan.com).
Обложка книги "Слова Сияния" из "Архива Буресвета" (арт www.michaelwhelan.com).

Думаю, все со мной согласятся: написать хорошую книгу трудно. Писательский талант – это только начало. Многие умеют красиво писать, создавать ярких и объемных персонажей или глубоко продуманные миры. Но книга – это нечто большее, чем простая сумма текста, персонажей и мира. Это похоже на вышивку, где сотни разрозненных нитей нужно свести в единое целое – узор. Это история, где сюжет ускоряется и замедляется в правильных местах, персонажи меняются и растут в нужное время, а мир раскрыт ровно настолько, чтобы читатель не заскучал от лишних подробностей.

Вот почему закончить книгу – это только половина дела, потому что наступает время для ее превращения в хорошую историю. Теперь нужно наточить ножницы и вырезать все лишнее. Думаю, хороший способ для этого – время от времени переключаться с деталей на общую картину (и наоборот). Детали – это простые вещи: описания, диалоги, действия. Если у вас есть готовая книга – значит, вы точно умеете с ними работать, потому что детали – основа любой истории.

Брендон Сандерсон – мастер взгляда сверху, общей картины. Он замечательно понимает построение сюжета, истории и мира в целом. Он систематичен. Он учит, как создавать магические системы. Мы знаем его правила магии. Они хороши, потому что действительно работают, без костылей и роялей (ну, по крайней мере, я таких не припомню). Именно хорошо настроенное чувство общей картины выделяет Сандерсона из рядов современных писателей в жанре фэнтези.

Брендон Сандерсон на презентации своих книг (фото из Википедии).
Брендон Сандерсон на презентации своих книг (фото из Википедии).

У Сандерсона далеко не одна хорошая книга. С 2005 года он опубликовал около 20 романов, и каждый из них – это довольно увесистый томик. Например, в романе «Давший клятву» 454 тысячи слов (в оригинале). Я постепенно собираю материал по самым толстым фэнтези-циклам и уже чувствую, что «Космер» Сандерсона поборется за первые места :)

Иногда Сандерсон кажется мне настоящей машиной, ведь такие солидные тома выходят у него как минимум раз в год. Конечно, я прочитал еще далеко не все, но даже из прочитанного видно, что каждый мир у него получается логичным, сюжетные линии хорошо связаны между собой, а «ружья» стреляют в нужный момент. При этом кто еще мог бы написать так много книг в цикле «Космер» и заявить, что всего лишь на треть выполнил свой план по этой вселенной? Только представьте: в сумме будет около 20 млн. слов!

Сравнение разных авторов по объему публикаций на языке оригинала (www.graph.bitter.li).
Сравнение разных авторов по объему публикаций на языке оригинала (www.graph.bitter.li).

Роберт Джордан умер, так и не успев закончить «Колесо Времени» – на помощь пришел Сандерсон и сделал это. Джордж Мартин до сих пор пишет 6-ю книгу ПЛиО (из планируемых 7), и фанаты часто шутят, что и здесь достаточно подключить Сандерсона, чтобы за пару лет закончить и этот цикл.

На мой взгляд, причина этого в том, что Сандерсон очень хорошо разбирается в общей картине. Он понимает свою историю на уровне топового редактора или продюсера – это набор фрагментов, которые нужно расположить в правильном порядке для максимального эффекта. Отдельные эпизоды могут быть ничем не примечательными сами по себе – это детали, о которых мы говорили выше. Но нет никакого смысла в куче красивых по отдельности деталей, если из них нельзя собрать красивую мозаику. Многие считают, что «Ветра зимы» зависли именно потому, что Мартину трудно состыковать разные сюжетные линии (особенно в Миэрине), т.е. возникли проблемы с общей картиной.

Каладин и Шаллан (арт Sarctic, www.deviantart.com).
Каладин и Шаллан (арт Sarctic, www.deviantart.com).

Есть еще один момент, который мне нравится в Сандерсоне. Сейчас, на волне популярности темного фэнтези, появилось много книг, где описывается человеческая изнанка, и чем чернее история, тем выше ее рейтинг реализма. Но мне больше нравятся книги, в которых герои могут падать, низко и больно (как Каладин из "Архива Буресвета"), а потом встают и все равно пытаются стать немного лучше.

Книги Сандерсона заставляют меня вспомнить цитату, которая звучит примерно так: «Сказки важны не потому, что рассказывают нам о драконах, а потому, что они говорят нам: драконов можно победить». Даже если это драконы внутри героя.

Спасибо за внимание! Если понравилось, поддержите автора👍 :)