Мы продолжаем цикл публикаций о стратегических задачах, сформулированных Партией пенсионеров в 2016 году накануне выборов в Государственную Думу 7 созыва. Ко всеобщему сожалению, в то время Партии пенсионеров не удалось добиться своего присутствия в высшем представительном органе законодательной власти: по решению Центризбиркома, Партии было отказано в заверении ее списка кандидатов в Госдуму по одномандатным округам, из федерального списка были исключены 42 человека. Повод для решения ЦИКа позднее был признан КС РФ неконституционным.
Сегодня, по прошествии пяти лет, на старте новой избирательной кампании мы хотим продемонстрировать, насколько актуальными остались обозначенные нами проблемы и что не пожелали делать депутаты нынешнего созыва для их решения.
Вторая наша стратегическая задача – нацелить парламент на принятие максимальных мер для решения проблемы бедности. Мы заявляли о необходимости запуска механизмов стабильного роста пенсий посредством коренной трансформации и декриминализации системы функционирования бюджетной, финансовой и экономической сферы. Для этого мы предлагали Федеральному собранию РФ заняться разработкой и последовательным принятием комплекса важнейших нормативных актов: «Закона об основных гарантиях социальных прав граждан старшего возраста», «Пенсионного кодекса РФ» и «Социального кодекса РФ».
Сегодня мы видим, что игнорирование наших справедливых требований произошло на фоне последовательного усугубления селективного характера социальной политики, при которой упор делается на адресную помощь с заметным ужесточением критериев нуждаемости. Как показывает международный опыт, данная модель социального государства лишь консервирует бедность, не сокращая ее масштабы.
Наш вывод убедительно подтверждают результаты недавно проведенных социологических исследований, согласно которым только 1% россиян называют себя богатыми, 64% говорят о себе как о людях со средним достатком, а 33% относят себя к бедным. Примерно поровну распределились ответы на вопрос о возможности преодолеть бедность. Если 52% опрошенных верят в то, что человек может преодолеть бедность, то 40% убеждены в том, что потеряли всякую возможность реально улучшить свое благосостояние.
Показательно, что, отвечая на вопрос, который задавался только респондентам, которые отнесли себя к категории бедных, — насколько давно вы стали жить бедно — большинство ответивших связали это печальное событие с наступлением пенсионного возраста.
В целом, если брать за основу не опросы общественного мнения, а принятые ООН критерии, три четверти населения России, входящей в десятку стран с самыми большими природными ресурсами, можно отнести к категории бедных. Очевидно, что основная причина низких доходов — не бедность самой богатой минеральными ресурсами страны, а финансовая политика и несправедливое перераспределение богатств государства.
На основании анализа статистических данных об уплате налога на доходы физических лиц аналитики зафиксировали рекордное за последние 20 лет сокращение фонда оплаты труда. По мнению ученых, сокращение зарплатного фонда стало следствием урезания зарплат или надбавок, увольнения, перевода части сотрудников на неполный рабочий день или отправки их в неоплачиваемые отпуска. Эксперты отмечают, что наиболее пострадавшими категориями тружеников оказались неквалифицированные рабочие и люди с невысокими заработками. В результате эксперты фиксируют все более усиливающееся расслоение российского общества на бедных и богатых.
При этом анализ мероприятий правительства по снижению к 2024 году уровня бедности в два раза показывает, что этот проект с бюджетом в 17,2 трлн рублей нереализуем даже к 2030 году. Сегодняшнее значение показателя, характеризующего количество бедных россиян, составляет 20 млн человек или 13,5% жителей страны, должно по замыслу финансового и социального блока правительства уменьшиться до 6,6%. Одна из причин, не позволяющих рассчитывать на успешную борьбу с бедностью – это размытость самого понятия «бедность», создающая почву для различных статистических манипуляций.
Согласно классическим рекомендациям экономистов для формирования «подушки безопасности» необходимо откладывать 10-20% дохода. Беда в том, что, согласно экспертным оценкам, 75% россиян составляют устойчивую неблагополучную группу, которая не имеет сбережений, живёт от зарплаты до зарплаты (до пенсии или пособия), а потому вынуждена «залезать» в самые плохие кредиты с большими процентами – потребительские и микрозаймы. В целом, совокупная задолженность россиян по банковским кредитам в конце 2020 года составляла 19,28 трлн рублей, увеличившись на 9,8% с начала года.
Особую опасность представляет рост задолженности у людей старшего возраста. Нищенский размер пенсий, отсутствие дополнительных источников доходов из-за дискриминации на рынке труда подталкивает пенсионеров к кабальным кредитам. Нынешняя ситуация с закредитованностью пенсионеров еще один индикатор, свидетельствующий о реальности бедственного положения представителей старшего поколения.
Так, по информации Федеральной службы судебных приставов, в конце 2020 года на исполнении находилось 7,8 млн исполнительных производств о взыскании задолженностей с физических лиц. Их них каждое шестое исполнительное производство возбуждено против граждан, достигших пенсионного возраста.
В итоге в качестве еще одного печального результата деятельности депутатов Государственной Думы 7 созыва следует признать то, что уровень жизни миллионов граждан России, их социальной защиты по-прежнему не соответствует как природному, так и человеческому достоянию нашего государства.