В кинотеатрах начали показ фильма «Заклятие 3: По воле дьявола». Как давний фанат ужастиков, с самого утра я отправился на первый же сеанс. Настрой был серьёзный, поскольку хорошие фильмы ужасов выходят раз в пятилетку, и на третью часть «Заклятия» возлагались большие надежды. Подозрения были, что с каждой частью будет всё хуже и хуже (так чаще всего происходит, и примеров в кинематографе – куча). Но то, что первая и вторая часть были очень хороши, вселяло уверенность, что у третьей части получится хотя бы пощекотать нервишки.
Однако, страшно не было…Совсем…Вообще…
Но «не спеши ты нас хоронить», то, что страшно не было, абсолютно не означает, что фильм плохой. В третьей части на первый план выходит детективная составляющая.
Примечание: во всех трёх частях указан жанр «ужасы, детектив».
По сюжету Эд (Патрик Уилсон) и Лоррейн (Вера Фармига) Уоррены вновь вовлечены в загадочную и жуткую историю. И вновь фильм основывается на реальной практике этих двух исследователей паранормальных явлений.
СПОЙЛЕР:
Однако теперь главные герои гоняются за живым существом, не за бесплотным демоном, сущностью (хотя, такое тоже есть в фильме), а за вполне реальным человеком.
Кроме того, вся суть творящейся «чертовщины» становится известна очень быстро (уже в первой половине фильма).
Теперь о игре актёров. Кроме Уилсона и Фармига, актёры подобрались не особо известные: Руаири О’Коннор, Эжени Бондюран, Сара Кэтрин Хук ранее были замечены в малом количестве фильмов, и не особо в крупных ролях. Но игра их вполне приличная.
А вот теперь о «старичках». На мой взгляд, Патрик Уилсон устал от этой роли: без блеска в глазах, без внутреннего огня – отыграл (хорошо отыграл), но на этом всё! Чего не скажешь о Вере Фармиге, вот она мне показалась очень заинтересованной и вовлечённой в процесс.
На протяжении всего фильма, меня не покидало ощущение, что атмосфера третьей части абсолютно иная, чем в первой и второй. Вроде герои те же (и не только главные, ведь Дрю (Шэннон Кук-Чун) и отец Гордон (Стив Култер) уже знакомы зрителю), и цель у героев всё та же… Вероятнее всего, это получилось из-за смены режиссёра. И, пожалуй, это – абсолютно нормально, ведь каждый режиссёр создаёт свою атмосферу на площадке, ставит свои задачи, а прямое копирование Вана не имеет никакого смысла для малоизвестного режиссёра Майкла Чавеса. Ему нужно искать свой путь, вырабатывать свой стиль. Хотя, тот факт, что его взял в свой проект Джеймс Ван – большая удача.
Кстати, у самого Майкла Чавеса в копилке уже есть фильм ужасов: «Проклятие плачущей», вышедший на экраны в 2018 году.
Но вернёмся к «наследию Вана».
Атмосфера 80-х в «Заклятии 3»: тут всё сложилось (впрочем, как и в двух предыдущих частях). Создатели картины вполне чётко понимали, что им нужно показывать: а это значит, что костюмы, причёски, декорации, какие-то маленькие вещицы – всё смотрелось очень органично.
Что же касается сюжетной составляющей, то тут новая часть проигрывает предыдущим. Возможно, что дело семьи Перрон и «Энфилдский полтергейст» куда более интересны, чем те события, о которых повествует третья часть.
Новый фильм рассказывает историю Арне Шайенна Джонсона, который в 1981 году зверски убил человека, а на суде заявил, что его толкнул на это дьявол. И всё бы ничего, но адвокат убийцы поддержал эту версию… Процесс был громкий.
С этого момента очень сильно напомнило ещё один фильм ужасов, очень хороший филь ужасов, с рейтингом 7.2 на КиноПоиске («Шесть демонов Эмили Роуз»). И не только этот фильм напомнила новая часть «Заклятия», был ещё момент до боли знакомый фанатам подобного жанра.
Тот самый отец Гордон в исполнении Стива Култера подходит к дому, где творится нечто странное, камера снимает его сзади, священник весь в чёрном, в шляпе, окидывает взором дом. Ничего не напомнило? Шедевр Уильяма Фридкина 1973 года «Изгоняющий дьявола» (на постере именно это изображение отца Меррина).
Итоги просмотра и впечатления: страшно не было, но было очень интересно! Ведь режиссёру удалось закинуть какую-то тонкую нить, за которой зритель следует всё дальше и дальше, углубляясь в историю. Вот и не ясно, хорошо ли это для фильма, снятого с такой тематикой.