Я не знаю, как Бакман это делает, но каждая его книга - это смеяться в голос половину страницы, а вторую половину - плакать.
Вроде, эмоциональные качели - это не то, что я люблю. Но, вспоминая настоящие качели, я понимаю, что лететь вниз было столь же захватывающе, как и вверх. И, вообще, нельзя лететь вверх, если ты перед этим не спустился. В этом - весь Бакман. И вся моя любовь к нему.
4 часа в поезде с его Бритт-Мари. В начале героиня кажется такой же понятно-неприятной, как и другие его персонажи - Уве, например. Но герои Бакмана - такие же многослойные, как и сама жизнь. И за той коркой, что наросла для защиты от внешнего мира, всегда сковывается прекрасная душа. Ее надо только разглядеть...
Суметь разглядеть - это основная задача, которую ставит Бакман. Если не знаешь, кто ты, жить порой легче, если знаешь, хотя бы, где ты (С)
Героиню в упор не видели собственные родители, муж, его дети, которых она воспитывала, оставив желание о собственных... А увидели ее только в провинциальном задыхающемся от кризиса и спивающемся богом забытом Борге... И она, конечно, увидела себя, а ведь это - самое сложное... А вот талант видеть других у Бритт-Мари был, видимо, всегда, но она о нем не подозревала...
Наконец все собрались, в чистых футболках, потому что у них дома есть кто-то, кто о них заботится. Что все же поддерживает в Бритт-Мари веру в Борг. В то, что даже здесь есть кто-то, кому не все равно, выстираны футболки или нет (С)
Финал ещё лет десять назад я бы не поняла. Мне бы тогда захотелось, чтобы героиня выбрала кого-то. Просто того, кто оценит. Чтобы прожить кусок жизни в ощущении нужности. А сейчас я понимаю, что это было бы очередное принесение себя в жертву. Более достойному человеку. А героиня выбирает себя. Вот это поворот!
И она стала видеть его сны, мечтать его мечты. Жить его жизнью. Потому что у неё это хорошо получалось, а людям нравится делать то, что у них хорошо получается. Мы хотим, чтобы кто-нибудь знал: мы здесь. Что мы что-то значим (С)
Мы все - здесь, мы есть! Мы важны! Сами по себе, а не только, как приложение к кому-то или чему-то. Спасибо, Бритт-Мари, что напоминаешь!