Найти тему

Функциональная грамотность: результаты ученых против общепринятого мнения

Оглавление

Математика онлайн. Доступно о сложном. Серия "Обучение математике. Современные исследования"

Здравствуйте, уважаемые любители математики!

И в интернете, и офлайн идут споры о том, каким должно быть современное образование, в том числе математическое.

Одни хотят вернуть советскую систему, другие пытаются найти новые формы работы.

Однако перестройка структуры образования происходит не только в России.

Было бы интересно узнать, что думают о современном обучении за рубежом.

Прочитаем вместе, что пишут в иностранной литературе.

 Журнал “Journal on Mathematics Education” («Журнал математического образования» - одно из самых авторитетных научных изданий в области дидактики)
Журнал “Journal on Mathematics Education” («Журнал математического образования» - одно из самых авторитетных научных изданий в области дидактики)

Возьмем статью, в которой речь идет о том, как разные виды задач, используемых на уроках, влияют на функциональную математическую грамотность.

Авторы Jihyun Hwang, Yeajin Ham работают в университетах Юной Кореи и США.
Авторы Jihyun Hwang, Yeajin Ham работают в университетах Юной Кореи и США.

Что такое функциональная грамотность?

О ее развитии сейчас много говоряти в России, и за рубежом..

-4

Соответственно, функциональная математическая грамотность – это умение применять на практике (например, в быту или в профессиональной деятельности) те математические факты, которые были изучены в школе или в вузе.

Принято считать, что для развития функциональной математической грамотности во время обучения необходимо использовать задачи с практическим содержанием.

Тому, как именно это делать, посвящено множество исследований. Особенно много их в западных странах.

Неожиданный результат

Вернемся теперь к статье.

Корейские ученые сравнили результаты обучающихся в исследовании PISA и типы задач, которые применялись на уроках.

-5

Вопреки общепринятому мнению и ожиданию исследователей оказалось, что частое применение задач с прикладным содержанием ухудшает формирование функциональной математической грамотности.

Ученые пока не дали ответ на вопрос о том, почему это происходит.

При этом они предположили, что частое применение практических задач приводит к тому, что у обучающихся не формируются навыки самоконтроля. Видимо имеется в виду, что многие подобные задачи достаточно сложны для школьников, поэтому они не могут выполнять их самостоятельно.

В заключении статьи авторы делают вывод, что для развития функциональной математической грамотности необходимо использовать не только практико-ориентированные задания, но и

  • упражнения,
  • текстовые задачи,
  • обучение математическим рассуждениям.

Кроме того, они говорят о том, что методика использования прикладных задач пока несовершенна. Поэтому надо продолжать работу и в этом направлении.

Если Вам интересно, как меняется образование в современном мире, не забудьте подписаться на канал.

О канале

Тесты по математике