Найти тему
Басни нарколога

Что можно сделать, если подозрения об употреблении наркотиков ребенком подтверждаются?

Оглавление

В завершение темы о подростковых зависимостях хотел бы поговорить о том, что следует делать, если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики.

Во-первых, соберите максимум информации, постарайтесь выяснить как можно точнее и полнее:

  • всё о приеме: что принимал, сколько, как часто, с какими последствиями, степень тяги, осознание или неосознание опасности
  • всё о том обществе, месте, компании, где ребенок оказался втянутым в это
  • всё о том, где можно получить совет, консультацию, помощь, поддержку

Если вы не уверены, но опасения есть, нужен разговор, который начнется так: «Дорогой! Я подозреваю, что ты употребляешь наркотики. И вот почему я так думаю...», и дальше вы перечисляете то, что у вас вызвало тревогу.

Эта фраза («почему я так думаю») обязательна, иначе вы можете спровоцировать на такой поступок, категорически обвинив дитя.

Во-вторых, если опасения подтвердились, попробуйте предложить «контрактные» условия:

  • ты хочешь прекратить — мы организуем лечение и помощь
  • ты хочешь продолжать употреблять — твое дело. Но тогда мы не дадим ни копейки. Я не буду ни доставать тебя из полиции, ни слать передачи в тюрьму.

Главное, обязательно должны объяснить зависимому, почему вы приняли такое решение. Так вы прекращаете опекать человека и передаете ему ответственность за свою жизнь.

Будьте готовы к изменениям в себе. Волей-неволей вы оказываетесь в ситуации созависимости, и теперь внимательно нужно будет следить за своими поступками и за своим поведением тоже.

В-третьих, ищите способы выплеска энергии.

Ваш ребенок болен, и выплескивать эмоции на него неправильно.

Можно искать таких же родителей и объединяться. Не мучаться от того, что вы одни. Не прятать свое горе.

Осознание того, что ваш ребенок зависимый, вызывает в вас шок и боль. Но ни в коем случае не разрешайте себе погрузиться в эти чувства.

Чем дольше вы будете пребывать в депрессии, тем позже вы начнете помогать своему ребенку.

Обратитесь к психиатру-наркологу. Необязательно приходить с ребенком, вы можете прийти вдвоем, изложить свою версию событий, и мы вместе составим план дальнейших действий!

И здесь же хочу добавить. Если ребенок активно идет на контакт и признает тягу к употреблению веществ, ваша роль заключается НЕ в том, чтобы отгонять и отрицать это желание.

Ваша задача – вместе с ним попытаться его понять. Понять желание, понять ребенка, проанализировать его состояние, выяснить причину таких мыслей. Такой подход - сотрудничество - позволяет разработать стратегию по выходу из этого мучительного положения.

Гештальт-терапия, например, предполагает постепенное изучение и раскрытие своих эмоций и чувств «слой за слоем».

Когнитивно-поведенческая терапия помогает оценить, насколько реалистично мы мыслим, выявить искажения и научиться их корректировать. После этого становится проще менять поведение и эффективно решать проблемы.

Безусловно, самостоятельно разбираться зависимому с этим крайне сложно, так как у него работают защитные механизмы психики, не позволяющие оценить ситуацию объективно.

Это сопротивление, иллюзия контроля, селективное восприятие, анозогнозия (самообман – человек начисто отрицает свою болезнь, он искренне её не видит и не осознаёт) и прочие когнитивные искажения. Выбраться из состояния тяги при наличии такого количества различных заблуждений однозначно проще, имея поддержку со стороны специалиста.

Правильно понимать себя – тоже наука, которой нужно учиться. Бояться учиться не надо. Бояться меняться не надо. Тягу и зависимость в целом можно контролировать – подтверждением этого является эксперимент с крысами.

20 крыс были помещены в парк, в котором были разные ходы, тоннели, колеса, домики, бассейн, длинные переходы. Других 20 крыс держали в традиционных клетках. Всем им поставили по 2 поилки: одна с обычной водой, а в другой находился подслащенный раствор наркотика. Жители парка пили только воду. Даже если кто-то из крыс пил воду с наркотиком, то зависимости у них не возникало, они все равно предпочитали пить обычную воду. В свою очередь крысы из клеток быстро пристрастились к наркотику.
Через некоторое время крыс поменяли местами. Крысы из парка развлечений, оказавшиеся в клетках, сразу перешли на наркотик. А крысы, которые были помещены в парк, стали больше пить обычную воду.

Аналогия ясна: зависимости приходят в жизнь в том числе и от однообразия. Если жизнь яркая, интересная, вы находитесь в движении, то наркотики и иные зависимости становятся не нужны.