Найти тему
Все о танках

"PzKpfw Vl" - или как говорится в народе Тигр1, лучший тяжелый танк Гитлера

Оглавление

Panzerkampfwagen VI «Тигр» – тяжелый немецкий танк времен Второй мировой войны. Разработка инженеров фирмы «Хеншель» под началом Эрвина Андерса. Один из наиболее известных танков Второй мировой войны. Применялся, начиная с весны 1942 года и вплоть до капитуляции Германии. Всего выпущено 1354 машины. Официально состоял на вооружении в Германии, а также в количестве несольких штук в Венгрии. 

На пути к танку «Тигр».

-2

Развитие средств ПТО, строительство танков тяжелого бронирования и насыщение ими войск возможного противника подтолкнули германских конструкторов к продолжению конструкторских работ в направлении создания 30-тонных и более тяжелых боевых машин. В 1937 г. контракт на постройку опытного образца получила фирма «Хеншель». Как только компания в следующем году приступила к испытанию корпуса и шасси первого «Хеншель» DW1, как работу пришлось остановить.Хеншелю велели начать проектирование куда более крупного танка: 65-тонного WK 6501, во многих аспектах представлявшего собой продукт эволюции VK 6501 с его, не выдержавшими испытания действительностью дополнительными пулеметными башнями. Фирма «Хеншель» закончила два опытных образца, но тут — на пороге 1940 г. -заказчики отказались от WK 6501, а фирма получила указание вернуться к машине 30-тонного класса, которому предстояло получить обозначение DW2. 

-3
-4

Однако и эту программу свернули в 1941 г., чтобы обратиться к новому варианту машины такой же концепции. Свои проекты представили компаний «Даймлер-Бенц», МАН и «Порше», «Хеншель» и две последние получили заказ на постройку каждая четырех прототипов, которым предстояло называться соответственно WK 3001 (Р) и WK 3001 (Н).

-5

В сорок первом году фирма «Хеншель» завершила проектирование VK 3001(H) весом тридцать тонн. На этапе проектирования учтен опыт создания танков DW1-2- предыдущего поколения опытных тяжелых танков. Проект предусматривал броневую защиту в 35-50 мм, бензиновый двигатель в 265 л.с., а также максимальную скорость в 35 км/ч., и подвеску «шахматного» типа. Как явствует из названия подвески, катки последней расположены в «шахматном» порядке, для чего их монтировали на осях разных по длине. Особенностью подвески являлось то, что она хорошо амортизировала толчки и удары и способствовала плавному ходу танка. VK 3001(H) так не пошел в серию, а опытные образцы использовали для испытаний нового типа гусеницы и КПП.

Одновременно с «Хеншель» проектированием тяжелого танка занимался Ф. Порше - талантливый австрийский конструктор и изобретатель. Танк Порше получил индекс VK 3001(Р). Отличительной особенностью его машины являлась электротрансмиссия.

Пара бензиновых двигателей вращала электрогенераторы, электроэнергия которую они вырабатывали, вращала электромоторы. Ходовая из шести катков, по паре в каждой из тех тележек, плюс два поддерживающих катка.

-6

Как все прототипы немецких тяжелых танков до этого, они вооружались KwK 40 L/43 — удлиненной версией короткой 75-мм пушки, которая устанавливалась ранее на первых Pz.Kpfw IV и отличавшейся более низкой скоростью снаряда. Позднее танк планировали оснастить 105-мм пушкой длиной в 28 калибров. Бронирование 35-50 см. В течении зимы сорок первого – сорок второго года VK 3001 прошли испытания.В механическом отношении машина получилась довольно удачной, однако тем временем, пока шли испытания, с полей сражений в Советском Союзе стали поступать сведения о применении, по сути, такого же Pz.Kpfw IV. Защищенные лобовой броней толщиной 30 мм, Pz.Kpfw IV оказались крайне уязвимыми перед огнем новейших советских танков, с которыми столкнулись в операции «Барбаросса».

Тогда как их 75-мм пушки KwK 37, стрелявшие 6,75-кг бронебойным снарядом при скорости у дула 385 м/с, оказывались неспособными поразить 45-мм наклонную лобовую броню вражеских танков иначе как с самоубийственно близкого расстояния. 20 ноября 1941 г. опасения подтвердились— немцы получили возможность испытать новые советские 

Т-34

, доставшиеся войскам в более или менее пригодном к применению состоянии.

Уже через несколько дней от проектов по созданию WK3001/WK 3601 решили отказаться. Вместо этого военные потребовали испробовать все возможные средства для того, чтобы построить более тяжелый танк, обладавший куда более мощной броневой защитой и пушкой, способной пробивать 100-мм броню с расстояния в полтора километра. Это позволило бы уничтожать технику врага на дальних расстояниях, когда его вооружение оставалось бы неэффективным против танка.

В настоящее время трудно сказать, верно, ли поступили немцы, свернув программу строительства 30-тонного танка, которую в итоге реализовала фирм MAN, создав 

Pz.Kpfw V «Пантера».

И не следовало, ли было ее продолжить именно тогда, вместо программы строительства танка «Тигр».

Тогда же принято решение использовать вместо 75-мм, 88-мм длинноствольную пушку.

8,8 cm KwK 36 оружие танка Tigr1
8,8 cm KwK 36 оружие танка Tigr1

Именно невозможность установки на корпус «Хеншель» башни производства «Крупп» вооруженной 8,8 cm KwK 36 поставила крест на проекте VK 3001(H).

-8

В мае сорок первого года Гитлер поддержал концепцию тяжелого танка впоследствии воплотившуюся в танк известный как Panzerkampfwagen VI «Tiger». Главным назначением танка будущего танка считался прорыв долговременной обороны противника. Предполагалось, что в составе пехотных дивизий будут около 20 таких танков. Эти машины нужны были в качестве бронированного тарана, который обеспечит применение более легко бронированных танков. Исходя из этой концепции, был спроектирован и построен опытный танк VK 3601(H), конструкция которого была развитием VK 3001(H). Наиболее существенные изменения затронули ходовую, которая лишилась поддерживающий катков. Башня танка изготовлена концерном «Крупп», тогда как корпус – «Хеншель». Броневую защиту удалось довести до ста миллиметров, скорость хода составила сорок километров в час.Заказ предусматривал изготовление прототипа, а также шести предсерийных машин. В течение текущего года армия должна была получить 116 машин и впоследствии еще 172.

В течении проектирования изменились требования к танковому орудию. Первоначальные планы по вооружению танка 75-мм орудием с коническим каналом стола, пошли прахом. Дефицит вольфрама, необходимого для производства бронебойных сердечников снарядов. Первый прототип танка использовали для разного рода тестов, тогда как оставшиеся четыре переоборудовали в БРЭМ.

Первые танки Pz.Kpfw. VI «Тигр».

Желание Гитлера получить неуязвимый и всесокрушающий танк, к дальнейшему увеличению веса машины и на смену VK 3601(H) пришла ее еще более тяжелая модификация VK 4501(H).

-9

Наряду с «Хеншель» и «Крупп», Ф.Порше также получил заказ на проектирование танка своей конструкции VK 4501(Р), неофициальным названием танка было название «Тигр I». Машина должна была быть оснащена «крупповской» башней и двигателем в 400 л.с. Трансмиссия по своей конструкции значительно от таковой в VK 3001(Р) не отличалась и использовала электромоторы и генераторы. Решение спорное для Германии военного времени из-за дефицита меди. Во многом именно из-за электротрансмиссии, предпочтение отдали машине «Хеншель».Прототип «Хеншель» был готов 17.04.42 г., через два дня обе машины «Хеншель» и «Порше» прибыли на испытания на железнодорожную станцию недалеко от ставки «Волчье Логово». На испытаниях машина от «Хеншель» показала себя немногим менее скоростной, но более маневренной, хотя при этом двигатель постоянно перегревался.

Испытания не смогли выявить явного фаворита. Гитлер после консультаций со Шпеером и секретарем министерства вооружений, приказал провести дополнительные тесты, которые были завершены в мае сорок второго года. По итогам испытаний комиссия выбрала танк от «Хешель».

Заказ «Порше» — всего на 90 танков «Тигр» — служил своего рода подстраховкой, если «Хеншель» не сумеет наладить выпуск более удачной машины в отведенный на это строк. Вскоре оказалось, что на заводе компании «Хеншель» в Касселе все идет без лишних осложнений и Порше принялся переделывать так и не законченные танки «Тигр» в САУ «Элефант» ориентированную на борьбу с танками.

Танк «Тигр» от «Хеншель» получил стандартный индекс вермахта - Pz.Kpfw VI «Тигр» и в июле сорок второго года запущен производство. С августа сорок второго года по май сорок третьего заводские цеха «Хеншель» покинули первые 258 танков «Тигр». До завершения производства в 1944 г. выпустили 1355 танков, при 1376 заказанных. 

-10
-11

Краткое описание конструкции Pz.Kpfw VI.

Созданный всего за двенадцать месяцев, Pz.Kpfw VI представлял собой довольно громоздкую и тяжелую машину. Компоновочная схема классическая:

  • силовая установка в корме;
  • в передней части – ведущие колеса и трансмиссия.
-12

Рабочие места для командира и заряжающего расположены в башне танка, водителя и стрелка-радиста в передней части корпуса. Корпус танка Pz.Kpfw VI «Тигр» коробчатой формы. Все бронелисты установлены вертикально. Немецкие конструкторы полностью проигнорировали все выгоды, которые предоставляет наклонное расположение бронелистов. Хотя лобовая броня в сто миллиметров и бортовая в восемьдесят два предоставляли хорошую защиту от наиболее распространенных противотанковых средств.

-13

На первых 250 танках «Тигр» устанавливали двигатель «Майбах» HL 210 P45 (650 л.с), поздние машины оснащали 750- сильным двигателем HL 210 P45. Трансмиссия танка состояла из:

  • полуавтоматической коробки передач ( 8 скоростей вперед и 4 назад);
  • планетарный механизм поворота;
  • многодисковый главный фрикцион;
  • бортовые передачи

Управление танком было довольно легким, благодаря штурвалу с гидравлическим приводом.

-14

Опорные катки танка Pz.Kpfw VI «Тигр» располагались в шахматном порядке, катки машин первых серий с обрезинкой, последние необрезинены с внутренней амортизацией, для экономии резины. Несомненным минусом такого решения была возросшая шумность хода. Поэтому скрытно сосредоточить батальон Pz.Kpfw VI было довольно сложно.Ходовая часть «Тигра» использовала гусеницы двух типов. Так называемые «широкие» гусеницы использовались для перемещения танка своим ходом. При транспортировке железнодорожным транспортом танк на таких гусеницах не вписывался в железнодорожный габарит.

Значительная масса танка «Тигр» порождала еще одну проблему. Большинство мостов на Восточном фронте без дополнительного усиления не выдерживала их массу. В теории эту проблему должно было решать оборудование подводного хода, но свидетельств его боевого применения не существует, а впоследствии от него решено было отказаться.

По шоссе танк «Тигр» мог двигаться с вполне приличной скоростью в 45 км/час. При передвижении вне дорог тяжелый танк способен был преодолевать стенки высотой в 1,2метра и рвы шириной около 2,6 м.

-15

Наиболее конструктивно совершенным в танке было, несомненно, вооружение танка «Тигр». В танковой башне установили пушку 8,8 cm KwK 36, созданную на базе знаменитого зенитного орудия 8,8 cm Flack 36. Танковая пушка от своего прототипа отличалась, прежде всего, дульным тормозом и электроспуском. Для снижения загазованности внутри боевого отделения орудие оборудовано системой продувки ствола.Для прицеливания изначально применялся бинокулярный телескопический прицел, который впоследствии заменил монокулярный. Высокую эффективность танкового вооружения танка «Тигр» блестяще подтвердил знаменитый танковый ас СС Виттман, подбивший 198 танков противника.

В качестве вспомогательного вооружения выступали два пулемета MG, один спарен с пушкой, а другой в лобовом листе корпуса, в шаровой установке. На бортах башни монтировали по три дымовых мортирки. Танки «Тигр», которые использовали на Восточном фронте, поначалу оборудовали пятью мортирками для отстрела противопехотных осколочных мин.Существовала так же командирская модификация танка «Тигр». От линейной она отличалась более мощными средствами радиосвязи. Для чего пришлось отказаться от спаренного пулемета и уменьшить боекомплект. С виду командирские танки отличались наличием второй антенны. Всего же изготовили восемьдесят четыре командирских танков «Тигр».

Оценка конструкции.

Тяжелый танк «Тигр» являлся одним из наиболее удачных танков Германии выпущенных в течении войны. По своим боевым качествам он вплоть до сорок четвертого года оставался сильнейшим танком своего класса. Появление танка «Тигр» оказало мощное влияние на развитие, как противотанковых средств, так и танков. Как немецких, так и стран антигитлеровской коалиции.

Среди несомненных достоинств этого танка - мощное бронирование и вооружение, качественная оптика, приборы связи и весьма удовлетворительная эргономика. Танк пользовался хорошей репутацией у своих экипажей, но был требователен к уровню их подготовки.

К недостаткам следует отнести, прежде всего, высокую конструктивную сложность и как следствие высокую цену.