Изабелла Даниловна Юрьева – чрезвычайно необычное явление в истории советской музыки. Она внесла большой вклад в популяризацию жанра романс среди советского народа. Лиричность, доверительность, невероятная интонационность нашли большой отклик в сердцах людей и позволили получить мировое имя.
Однажды великого Качалова спросили:
— Василий Иванович, что вы будете делать в одном концерте с Юрьевой?
— Читать классику, — ответил артист. — Пушкина, например.
— Классику?! Вы считаете, что ее соседство уместно с цыганскими романсами?
— Когда их поет Юрьева, они тоже становятся классикой! — ответил Качалов.
Изабелла Даниловна Юрьева родилась 7 сентября (по старому стилю 25 августа) 1899 года.
«Родилась я в Ростове-на-Дону, — вспоминала Изабелла Даниловна. — Было нас четверо сестричек, все мы страстно любили с самого детства музыку, песни. Без устали пела я целыми днями...»
Однако в паспорте указана другая дата – 25 августа (7 сентября) 1902 года. Она из многодетной еврейской семьи. Ее девичья фамилия – Ливикова. Отец Изабеллы, Даниил Григорьевич, был мастером по театральным шляпам. А мама ее работала постижером в местном театре. У нее было три старших сестры (Аня, Катя и Маша), а также брат. Девочки всегда жили дружно, увлекались музыкой. Они не обижали единственного братишку. В доме у Ливиковых часто проходили концерты. Даниил Григорьевич вместе с четырьмя дочками исполнял любимые песни. Легенды и слухи Чем же так отличалась от других детей Белла Ливикова (она же – Изабелла Юрьева). Биография и история жизни нашей героини всегда вызывали массу вопросов.
По семейному приданию, в тот день, когда девочка родилась на свет, в ростовской музыкальной мастерской произошел один случай. Внутри фортепианного корпуса неожиданно лопнула струна. Этот тревожный дрожащий звук достаточно долго держался в воздухе, вызывая раздражение у местных жителей. Однако потом представители семейства Ливиковых догадались, что это был знак – родился музыкально одаренный ребенок.
Отец и мать были уверены в том, что она должна стать известной артисткой.
Большую часть жизни певица утверждала, что родилась в 1902 году. Но за несколько лет до смерти она призналась в интервью журналистам в том, что родилась в 1899 году. В 1932 году в СССР ввели паспортную систему.
Многие гражданки захотели «омолодиться», убрав несколько лет. К примеру, так поступила легендарная актриса Любовь Орлова.
Вся история жизни Изабеллы Юрьевой тесно переплелась с историей русского и цыганского романса XX века.
Она влюбилась в этот жанр еще 11-летней девочкой, когда через дырочку в заборе ростовского городского сада с обожанием и трепетом смотрела на знаменитых В. Панину, А. Вяльцеву и мечтала, что когда-нибудь тоже выйдет на сцену.
«Как-то пришел к нам сосед-скрипач и говорит: уж больно хорошо поет ваша младшая дочь. И уговорил меня выступить в любительском концерте. Так в Ростове-на-Дону и состоялся мой первый выход на сцену».
Произошло это в 1917 году в ростовском парке имени Луначарского.
— Русская народная песня «По старой калужской дороге», — звонко объявил конферансье.
И она запела. Сначала — робко, как бы прислушиваясь к себе, затем — все свободнее, легче, шире. И вдруг — о ужас! — комар. Изабелла чуть не задохнулась. С трудом преодолев спазмы, она закончила песню. Неожиданные аплодисменты просто ошеломили. Публика, не обратив никакого внимания на «сбой», приняла ее на «ура».
Окрыленная успехом, она отправилась в Ленинград к сестре, которая училась в консерватории.
В Ленинграде жил тогда А. В. Таскин, концертмейстер самой Анастасии Вяльцевой, любезно согласившийся прослушать молодое дарование.
— Да вы готовая певица! — воскликнул Александр Владимирович, услышав голос Юрьевой. — Мне нечему вас учить. У вас природная постановка голоса, есть свой шарм, чего еще? Выучите три любые песни, какие вам понравятся, и идите на сцену.
— На сцену? — изумилась сестра. — Неужели вы думаете, что она сможет заработать себе на хлеб?
— Сможет, — ответил Таскин, — и даже на хлеб с маслом.
Вскоре Юрьева переехала в Москву, там заинтересовались ее голосом и предложили петь в театре сада «Эрмитаж»
Задушевность, искренность, необыкновенное обаяние молодой певицы очень быстро покорили московскую публику.
Послушать Юрьеву специально приехал представитель ленинградского концертного объединения Н. Рафаэль. И тут же предложил ей контракт. А на недоуменные вопросы коллег: «Зачем, мол, вы предложили никому не известной девчонке 15 рублей за исполнение двух-трех романсов, когда у нас известные певицы получают столько же за целую оперу» — отвечал: «Когда я слушал ее, я просто умирал». Это заинтриговало, и девушке назначили прослушивание в театре Юровского — престижном заведении на Невском проспекте.
«Я вышла на сцену в черном бархатном платье с длинной ниткой жемчуга. В зале — только директора кинотеатров и эстрадные администраторы. Пела строго, очень деликатно. Одну песню исполнила, вторую, третью... Слышу — захлопали. И давай наперебой приглашать: „Я беру ее“, „Нет, я беру ее“... Вдруг поднимается молодой интересный мужчина и, что называется, ставит точку: „Позвольте, я возьму ее к себе“.
Это был Иосиф Аркадьевич Эпштейн — главный администратор театрального треста, мой будущий муж».
В любви и согласии они прожили 46 лет, и это были, по признанию Юрьевой, самые счастливые годы в ее жизни.
Ради любимой женщины Иосиф Аркадьевич пожертвовал карьерой, стал администратором певицы, к тому же именно он написал тексты знаменитых юрьевских шлягеров, таких как «Ласково взгляни», «Весенняя песенка», «Если можешь — прости» (свои стихи он подписывал псевдонимом — Аркадьев).
«При муже я даже не знала, что такое сходить за хлебом, — вспоминала певица, — каждое утро Иосиф Аркадьевич дарил мне цветы и плитку шоколада...»
1926 год Изабелла Юрьева с мужем провели во Франции. В Париже она давала концерты, имела грандиозный успех, в буквальном смысле слова очаровала парижскую публику. Ей предлагали сказочные контракты: выступления в знаменитой «Олимпии», съемки в главной роли во франко-испанском фильме, в конце концов предлагали вообще остаться в благополучной Франции, но она отказалась.
Сын Володя родился в парижском такси по дороге в роддом. Родился с врожденным пороком сердца и, прожив чуть больше года, умер в Ленинграде (там жили родственники мужа). «Муж ни за что на свете не брал меня хоронить ребенка. Я осталась в Москве со своим горем. А через два дня вынуждена была выступать на сцене дорогущего мюзик-холла на площади Маяковского. Директор мюзик-холла Э. Дакман, которому я сказала, что не могу выступать, так как у меня умер ребенок, спокойно ответил: „Публику не интересует ваша личная жизнь. Она пришла развлечься“. И я пела, держась за стул. А в ложе над сценой плакала опереточная прима Клавдия Новикова, моя приятельница. Она все знала...»
Конечно же, у нее была масса поклонников. Еще до Аркадьева ее руки и сердца добивался американский миллионер Арманд Хаммер. Уже при Аркадьеве ее внимания и расположения искали Самуил Маршак и Михаил Зощенко...
Но самыми преданными поклонниками певицы были простые зрители. «В двадцатые годы выступала я как-то на открытой сцене сада „Эрмитаж“. Закончился мой концерт поздно вечером. Идем мы с мужем по темной, слабо освещенной улице и слышим за нами чьи-то шаги. Я испугалась, муж мне говорит: „Заинька, не бойся, я с тобой“. Поравнялась с нами ватага беспризорников, подходит вожак и говорит: „Дяденька, вы нас не бойтесь, мы твою тетеньку не тронем. Уж больно хорошо она поет, так за душу берет. Мы вас даже до самого дома проводим“. Вот какие у меня почитатели».
В середине 20-х годов Юрьева занимает одно из первых мест на эстрадном олимпе. На афишах Колонного зала большими буквами пишут ее имя, а ниже и чуть мельче — другие знаменитости: Василий Качалов, Вера Дулова, Екатерина Пельтцер...
К концу 20-х годов идеологическая атмосфера вокруг «цыганщины», как презрительно окрестили тогда русский романс и таборную песню, начала стремительно сгущаться. Иначе как безвкусицей и буржуазным атавизмом их теперь не называли. Огонь критики в первую очередь был направлен против наиболее талантливых исполнителей старинного романса, в частности Изабеллы Юрьевой, талантом которой эта самая критика совсем недавно восхищалась.
Творческим людям предписывалось нести в массы пролетарскую культуру, воспевать борьбу, труд и строительство «нового общества». «Чистое искусство ради искусства», к которому причислили любовный романс, отменялось, ибо оно «уводило в сторону от строительства мирового социализма».
Программы концертов теперь составлялись таким образом, что вначале выходил с очень злыми пародиями на русский романс Хенкин, а после него должна была петь Юрьева.
Рецензенты клеймили творчество певицы, утверждая, что ее ресторанный стиль чужд советскому народу, никуда не зовет и т. д. Юрьевой стали указывать, как надо петь. «Что у вас за романс «Не надо встреч»? Вы на что намекаете? На разъединение масс? Пойте «надо встреч». Приведем любопытный документ 27-го года:
Уполномоченному Репертуарным Комитетом От Изабеллы Юрьевой
Заявление
Прошу разрешить мне при исполнении новой программы мюзик-холла следующие старинные романсы: «Никому ничего не рассказывай», «Жигули», «Среди миров», «Он уехал».
Изабелла Юрьева
Резолюция: Исключительный по пошлости мещанский репертуар. Разрешить сроком на один год одной певице, пока не будут подготовлены произведения, созвучные времени.
Политредактор Р. Пиккель
В конце концов Юрьева не выдержала прессинга и прекратила выступать. Молчание длилось целых семь лет.
«Свежую струю» вносить не захотела.
Актриса на несколько ле сделала перерыв в карьере.
Артистке трудно было существовать вне сцены. Аркадьев отлично это понимал. Поэтому он сделал все, чтобы превратить повседневную жизнь супруги в подобие сказки. В 1931 году они переехали из тесной комнаты в коммуналке в просторную квартиру на Трехпрудном переулке. Раньше в этом доме проживала известная поэтесса М. Цветаева. Семья постепенно обставляла новые апартаменты. Муж устраивал для Беллы приятные сюрпризы. Часто, просыпаясь по утрам, исполнительница романсов видела у себя на прикроватном столике букет цветов и шоколадную плитку «Золотой ярлык». А на день рождения Юрьева получила от супруга перстень Фаберже, инкрустированный бриллиантами.
На протяжении нескольких лет Аркадьев строил двухэтажную дачу под Воскресенском. Он сам разработал проект, включив в него 6 балконов и огромную террасу. Летом Белла и Иосиф отдыхали на Клязьме. Они наслаждались великолепными пейзажами, кушали свежую клубнику, катались на лодке и устраивали пикники с друзьями. Юрьевой все это нравилось. Но с каждым днем она все больше скучала по сцене.
Муж не был против ее возвращения на эстраду. Аркадьев даже написал для нее несколько новых композиций – «Первый бал», «Если можешь, прости» и «Ответ на дружбу». Известные поклонники Многие советские мужчины мечтали о такой красивой и талантливой женщине как Изабелла Юрьева. Публика с восторгом принимает концертные выступления артистки. Критики отмечают ее требовательный вкус, самобытность интерпретации, одобрительно отзываются о «необычной красоте проникновенного сильного голоса, легкой и доверительной, с лукавинкой манере пения».
В 1937 году Юрьева записала на пластинку первую песню — «Ты помнишь наши встречи» Ильи Жака и Андрея Волкова, которую исполняла также Шульженко.
В годы войны она много ездила с концертами. Пела и на Карельском фронте перед бойцами в 30-градусный мороз, когда даже ботинки на сцене в помещении покрывались инеем, и в только что освобожденном Сталинграде, и в госпиталях. По настоянию чиновников от искусства ей пришлось разучить несколько отнюдь не характерных для ее творчества произведений советских композиторов. Но бойцы не хотели патриотики. Стоило певице появиться на импровизированной эстрадной площадке где-нибудь на передовой, как они начинали требовать «Сашу», «Белую ночь», «Если можешь, прости» — лучшие ее песни 30-х годов.
После войны Изабелла Юрьева объездила с гастролями весь Советский Союз. Исполняла старинные романсы, лирические песни.
Однажды она с огромным юмором рассказала, как на одном из прифронтовых выступлений в паузе между исполнением услышала из зрительских рядов: «Переверните, переверните!» Возникла недоуменная пауза. Кто-то произнес: «Что или кого перевернуть? Юрьеву?» Выяснилось: один молоденький лейтенант был убежден, что слушает ее пластинку, а красивая блондинка только изображает пение. На обороте же его любимой пластинки была всем известная и всем нравящаяся песенка «Саша», которую он и хотел послушать...
Гром, как всегда, грянул неожиданно. Летом 1946 года были приняты сразу три постановления ЦК ВКП(б): «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров», «О кинофильме «Большая жизнь». Последнее постановление содержало критику песен Н. Богословского и А. Фатьянова, признанных порочными и идейно непригодными. Богословский был назван пошляком, а песня «Три года ты мне снилась» — упаднической. Это был сигнал к очередной кампании по борьбе с «легким жанром», со всем, что уводило в мир неясных грез и личностных переживаний.
Изабелла Даниловна записала на радио цикл песен Жарковского, Табачникова, Мартынова, Милютина. Это были лирические и шуточные, веселые и грустные (ни одного романса!) песни. Решение художественного совета, через горнило которого проходила вся «готовая продукция», было однозначным: «В эфир не давать». А одна из центральных газет менторски наставляла: «Если бы певица взамен суррогатов обратилась к настоящей народной песне, она внесла бы свежую струю в область подлинного музыкального искусства...»
Певица отказалась петь рекомендуемые идеологами песни.
В сентябре 1999 года в связи со 100-летним юбилеем Изабелла Юрьева была награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. А за несколько лет до этого ей было присвоено звание народной артистки России. Это были ее первые и единственные за всю долгую жизнь государственные награды.
20 января 2000 года Изабеллы Даниловны Юрьевой не стало.
В заключении предлагаю послушать запись песен Изабеллы Юрьевой