Внимание! Спойлеры!
Фильм снят режиссером Евгением Бауэром в 1916 году, на экраны кинотеатров вышел 17 января 1917 года в Российской Империи, чуть позже, 19 марта, премьера состоялась в Финляндии.
Драма длится 48 минут 35 секунд. Для нашего современного восприятия кино начала XX века смотрится странно, атмосферно, но очень интересно! Как будто вживую прикасаешься к истокам кино и фотографии. Актеры, сценарист, продюсер уже покоятся с миром, а мы можем наслаждаться их трудами, спрашивать себя, что артисты чувствовали в те моменты, о чем думали...
Кино не только повествует нам о жизни балерины и её разочарованиях, но и учит молоденьких девушек осторожнее выбирать себе кавалеров.
Немая танцовщица Гизелла знакомится с Виктором, влюбляется в него, а он обманывает её с другой женщиной. Классика жанра. Девушка с разбитыми мечтами становится всемирно известной балериной, и как не вспомнить о карьеристках нового толка?
Художник Глинский видит её на сцене и с горящим взглядом предлагает ей стать натурщицей, та с радостью соглашается. Друг Глинского пытается открыть глаза на его картины, бездарная мазня никого не станет восторгать. Но безумец никого не хочет слушать, кроме своих воспаленных мыслей.
На сцене балерина Вера Каралли (играет Гизеллу) действительно прекрасна, её образ умирающего лебедя искренен и печален. Я не являюсь поклонницей балета, но танец Каралли меня поразил и восхитил.
Картина была почти закончена, оставались последние штрихи. В этот момент Гизелла встречает Виктора, тот понимает свою ошибку, просит прощения и предлагает руку и сердце. Отец балерины рад, что дочь выбрала адекватного молодого человека, а не странного художника, вселяющего чувство опасности.
Гизелле снится страшный сон, который, увы, становится явью. У главной героини светятся счастьем глаза, деятелю искусства это совсем не нравится, ведь он хочет написать смерть во всей красе. Маньяк душит натурщицу и заканчивает картину ради бесталанной пачкотни.
В принципе, я догадывалась, что в конце будет смерть, но думала, что психопат убьет Виктора, никак не ожидала конца Гизеллы.
Если приглядеться, то виден грим-маска на лицах, что меня и многих других, судя по рецензиям дореволюционных картин, пугает. Однако, нанесение краски необходимо, чтобы лица можно было распознать, и они не сливались одним белым пятном в кадре.
Я надеялась усмотреть Сочи 1916 года, но практически ничего не видно, кроме виллы "Вера" и буйной растительности. Жаль, что до поездки в Сочи я не смотрела драму.
Честно скажу, смотреть было тяжеловато, так как мы уже привыкли к динамичному развитию событий ещё с советских времен, а сейчас немое кино только на любителя. Не знаю, будут ли интересоваться молодые люди данным жанром, рожденные в XXI веке?
В прошлом кинокритики о картине отзывались положительно, но были и свои нюансы.
"На этот раз г. Бауэр особенно интересен не павильонами (обычно главный козырь этого художника-декоратора), а изысканнейшей натурой. С этой стороны картина безукоризненна, чего отнюдь нельзя сказать о павильонах, поставленных без обычной выдумки и обставленных без обычного вкуса и тщательности.
Нас удивила мастерская сумасшедшего графа: беспомощные, бездарные эксизы скелетов убивают всякий интерес к творчеству неплохо задуманного безумца – художника, влюбленного в смерть.
Г-жа Коралли, напрасно тяготеющая к бытовым ролям на экране и мало убедительная в таких ролях, на этот раз в своей сфере: с трогательным изяществом и грацией она изображает балетную артистку, пережившую несложный роман и пассивно, помимо своей воли, ставшую жертвой сумасшедшего художника. Танцевальный номер проведен артисткой превосходно."
Театральная газета, 1917 г. №1/2 стр 15
Моё мнение немного не совпадает с критиком из "Театральной газеты", ведь в картине показан именно сумасшедший, которому твердят о его бездарности, но он не воспринимает рассуждения со стороны. Вдвойне обидно и больно за главную героиню, убита не ради искусства, а ради мазни на холсте.
"Картина выполнена очень удачно. Ласкает глаза чудесная природа Сочи, где была снята эта лента, напряженное внимание вызывает богатая и интересная изобретательность режиссера в постановке фантастических эпизодов. Но самое интересное в новой ленте – это, конечно, танцы г-жи Каралли. <…>
Искусство танца здесь всегда убедительно, и в этом заключается единственная, но весьма значительная ценность новой ленты, открывающая кинематографу новые, широкие горизонты творчества.
Нельзя не упомянуть, что художественная работа создателей новой ленты будет в значительной мере затушевана, если музыка, сопровождающая картину, не будет ритмически точно соответствовать движению на экране.
В этом отношении пианистам кинотеатров следует предварительно очень внимательно просмотреть картину и затем тщательно подобрать соответствующую музыку."
Кине-журнал, 1917 г. №1/2 стр. 72-73
Может быть мне, как обывателю, не совсем ясны мотивы негативного отношения к музыке в киноленте, но на мой взгляд она подобрана идеально.
Какие фильмы у истоков кинематографа вы порекомендуете?
#кинематограф #кинематография #синема #киноиндустрия #миркино #миркиноиндустрии #съемкивсочи #сочинскийкинофестиваль #киноитеатр #балет