Найти тему
Мария обо всём

Дореволюционный кинематограф. "Умирающий лебедь" 1916 г.

Внимание! Спойлеры!

Фильм снят режиссером Евгением Бауэром в 1916 году, на экраны кинотеатров вышел 17 января 1917 года в Российской Империи, чуть позже, 19 марта, премьера состоялась в Финляндии.

Евгений Бауэр, кинорежиссер
Евгений Бауэр, кинорежиссер

Драма длится 48 минут 35 секунд. Для нашего современного восприятия кино начала XX века смотрится странно, атмосферно, но очень интересно! Как будто вживую прикасаешься к истокам кино и фотографии. Актеры, сценарист, продюсер уже покоятся с миром, а мы можем наслаждаться их трудами, спрашивать себя, что артисты чувствовали в те моменты, о чем думали...
Кино не только повествует нам о жизни балерины и её разочарованиях, но и учит молоденьких девушек осторожнее выбирать себе кавалеров.
Немая танцовщица Гизелла знакомится с Виктором, влюбляется в него, а он обманывает её с другой женщиной. Классика жанра. Девушка с разбитыми мечтами становится всемирно известной балериной, и как не вспомнить о карьеристках нового толка?

Вера Каралли в роли Гизеллы
Вера Каралли в роли Гизеллы

Художник Глинский видит её на сцене и с горящим взглядом предлагает ей стать натурщицей, та с радостью соглашается. Друг Глинского пытается открыть глаза на его картины, бездарная мазня никого не станет восторгать. Но безумец никого не хочет слушать, кроме своих воспаленных мыслей.

Кадр из к/ф "Умирающий лебедь" 1916 г.
Кадр из к/ф "Умирающий лебедь" 1916 г.

На сцене балерина Вера Каралли (играет Гизеллу) действительно прекрасна, её образ умирающего лебедя искренен и печален. Я не являюсь поклонницей балета, но танец Каралли меня поразил и восхитил.

Картина была почти закончена, оставались последние штрихи. В этот момент Гизелла встречает Виктора, тот понимает свою ошибку, просит прощения и предлагает руку и сердце. Отец балерины рад, что дочь выбрала адекватного молодого человека, а не странного художника, вселяющего чувство опасности.

Кадр из к/ф "Умирающий лебедь" 1916 г.
Кадр из к/ф "Умирающий лебедь" 1916 г.

Гизелле снится страшный сон, который, увы, становится явью. У главной героини светятся счастьем глаза, деятелю искусства это совсем не нравится, ведь он хочет написать смерть во всей красе. Маньяк душит натурщицу и заканчивает картину ради бесталанной пачкотни.
В принципе, я догадывалась, что в конце будет смерть, но думала, что психопат убьет Виктора, никак не ожидала конца Гизеллы.

Кадр из к/ф "Умирающий лебедь" 1916 г.
Кадр из к/ф "Умирающий лебедь" 1916 г.

Если приглядеться, то виден грим-маска на лицах, что меня и многих других, судя по рецензиям дореволюционных картин, пугает. Однако, нанесение краски необходимо, чтобы лица можно было распознать, и они не сливались одним белым пятном в кадре.
Я надеялась усмотреть Сочи 1916 года, но практически ничего не видно, кроме виллы "Вера" и буйной растительности. Жаль, что до поездки в Сочи я не смотрела драму.

Фото из общедоступных источников
Фото из общедоступных источников

Честно скажу, смотреть было тяжеловато, так как мы уже привыкли к динамичному развитию событий ещё с советских времен, а сейчас немое кино только на любителя. Не знаю, будут ли интересоваться молодые люди данным жанром, рожденные в XXI веке?

В прошлом кинокритики о картине отзывались положительно, но были и свои нюансы.

"На этот раз г. Бауэр особенно интересен не павильонами (обычно главный козырь этого художника-декоратора), а изысканнейшей натурой. С этой стороны картина безукоризненна, чего отнюдь нельзя сказать о павильонах, поставленных без обычной выдумки и обставленных без обычного вкуса и тщательности.
Нас удивила мастерская сумасшедшего графа: беспомощные, бездарные эксизы скелетов убивают всякий интерес к творчеству неплохо задуманного безумца – художника, влюбленного в смерть.
Г-жа Коралли, напрасно тяготеющая к бытовым ролям на экране и мало убедительная в таких ролях, на этот раз в своей сфере: с трогательным изяществом и грацией она изображает балетную артистку, пережившую несложный роман и пассивно, помимо своей воли, ставшую жертвой сумасшедшего художника. Танцевальный номер проведен артисткой превосходно."
Театральная газета, 1917 г. №1/2 стр 15


Моё мнение немного не совпадает с критиком из "Театральной газеты", ведь в картине показан именно сумасшедший, которому твердят о его бездарности, но он не воспринимает рассуждения со стороны. Вдвойне обидно и больно за главную героиню, убита не ради искусства, а ради мазни на холсте.

"Картина выполнена очень удачно. Ласкает глаза чудесная природа Сочи, где была снята эта лента, напряженное внимание вызывает богатая и интересная изобретательность режиссера в постановке фантастических эпизодов. Но самое интересное в новой ленте – это, конечно, танцы г-жи Каралли. <…>
Искусство танца здесь всегда убедительно, и в этом заключается единственная, но весьма значительная ценность новой ленты, открывающая кинематографу новые, широкие горизонты творчества.
Нельзя не упомянуть, что художественная работа создателей новой ленты будет в значительной мере затушевана, если музыка, сопровождающая картину, не будет ритмически точно соответствовать движению на экране.
В этом отношении пианистам кинотеатров следует предварительно очень внимательно просмотреть картину и затем тщательно подобрать соответствующую музыку."
Кине-журнал, 1917 г. №1/2 стр. 72-73

Может быть мне, как обывателю, не совсем ясны мотивы негативного отношения к музыке в киноленте, но на мой взгляд она подобрана идеально.

Какие фильмы у истоков кинематографа вы порекомендуете?

#кинематограф #кинематография #синема #киноиндустрия #миркино #миркиноиндустрии #съемкивсочи #сочинскийкинофестиваль #киноитеатр #балет

Птицы
1138 интересуются