-Я принёс бумаги, Хромой, -Жак, прошёл к столу и выложил на него свою добычу. –Но мои напарники, судя по тому, что их ещё нет, попались.
-Там была охрана?
-Три парня. По внешнему виду, обыкновенные слуги. Наверное, хозяин, обнаружив утром пропажу ключа, послал сторожить вход.
-А вы его, что, не убили?
-Нам помешали, -пожал плечами Жак, –но он был точно ранен.
-Вояки, -презрительно скривил губы мужчина. –Трое одного не смогли убить.
-Он хорошо владел шпагой, да и темно было, -Жак пожал плечами.
-Ладно, что теперь спорить, -мужчина встал. –Нам надо отсюда уходить. Если твоих дружков повязали, то под пыткой они нас сдадут. Забирай бумаги и пошли.
Хромой вышел в переднюю и велел ожидавшему его слугу позвать охранников. Те явились минут через пять. Хромой в это время собирался и, видно, не в близкую дорогу. Набитый припасами мешок был внушителен. Второй мешок он сунул Жаку. Прибывшие охранники уже были с мешками. Объяснив слуге, что говорить и делать, если явится в дом стража, Хромой вышел во двор. Постояв несколько минут, и послушав улицу за забором, он кивнул спутникам и направился за дом. Пройдя запущенный сад, открыл неприметную калитку и вышел в узкий переулок. Переулок вывел их к заброшенному дому. Проваленная крыша и пустые глазницы окон говорили, что жизнь покинула жилище уже давно. Хромой, покрутив головой, пригнулся и нырнул под густые ветви разросшейся вокруг акации. Миновав дом, Хромой остановился у обвалившегося входа в подвал. Пошарив под стеной, достал пять факелов и раздал спутникам. Велев внимательно смотреть под ноги и не отставать, первым стал спускаться по обвалившимся ступеням в тёмный зев подземелья. Достигнув дна, Хромой зажёг свой факел. Остальные от него зажгли свои. Группа вереницей тронулась в путь. Виктор шёл последним, стараясь не шуметь. Хромой шёл быстро и уверенно. Чувствовалось, что дорогу он знал хорошо, или же были какие-то знаки. Через три часа вышли в большую пещеру. Сверху пробивался свет. И Хромой первым потушил свой факел, показав остальным, куда их положить. В пещере был родник, и Хромой велел перекусить, сказав, что новая возможность будет не скоро. Виктор тоже не отказался, стянув у Жака кусок домашней колбасы и ломоть хлеба. После еды немного посидели и пошли дальше. Из пещеры они вышли в глубокий овраг. Поднявшись по его склону, Хромой огляделся и повёл отряд редким лесом, крутя головой, и велев всем быть внимательными. Лесом шли ещё часа два, потом вышли на пустынную дорогу. Первые встреченные ими люди были французы. Дозорный отряд, человек в двадцать, расположился на обед, когда появилась группа Хромого. Оставив своих спутников на дороге, Хромой направился к сидевшему в стороне офицеру и заговорил с ним на чистом французском.
-Бонжур офицер, я - капитан Мак, возвращаюсь из разведки, у меня ценные сведения для маршала.
-Поздравляю вас, капитан, -улыбнулся офицер, -я - лейтенант Шпигель. –Маршал ещё далеко, генерал ближе. Вы кого предпочтёте?
-Мне всё равно, -пожал плечами капитан. –Я несу карты Риги. Если генерал имеет силы, чтобы её взять, я не против отдать их и ему.
-Карты Риги? –глаза лейтенанта полезли на лоб. –Вы, капитан - счастливчик, Железный крест вам обеспечен, а то и майора получите.
-Это всё потом, сейчас подскажите, как добраться до генерала?
Лейтенант обернулся к своим солдатам и позвал одного.
-Я вам лучше дам провожатого, а то в здешних местах заблудиться недолго.
Объяснив солдату, куда отвести капитана, лейтенант пожелал счастливого пути.
-И вам удачи, лейтенант, -поблагодарил Хромой, махнув присевшим у дороги спутникам.
Виктор подождал, когда команда Хромого отойдёт подальше, повернул браслет на Рожок и перекрестил расположившихся на отдых солдат. Лагерь затих.
-Эй, мужики, выходите, -Виктор повернулся к зарослям оврага. Он давно уже заприметил прятавшихся там мужиков. –Они уже не живые.
-Это ты, что ли, их так? –к Виктору робко подошли пяток мужиков с вилами в руках.
-Ты, случаем, не колдун? –осмотрел парня передний.
-Какая разница, кто я, -улыбнулся Виктор, -главное, я не хочу, чтобы они здесь были. А вы?
-Мы тоже, -кивнул мужик, разглядывая валяющихся в разных позах чужих солдат. –Эти вон вчера безобразие учинили на барской усадьбе. Барина убили и девок наших попортили.
-Ну, вот и настигла, считай, их кара Божья, -усмехнулся Виктор. –Вы оружие и амуницию соберите, если, конечно, собрались партизанить. С ружьями, кто умеет обращаться?
-Фёдор у нас служил, знает, -кивнул старший.
-Вот и хорошо, воюйте, братцы, девок своих защищайте, а мне дальше пора, -Виктор помахал рукой, прощаясь, и заспешил по дороге, догнать команду Хромого.
Догнал он их при входе в какое-то селение. Солдат, не останавливаясь, провёл команду по единственной улице и свернул к стоящей на взгорке барской усадьбе.
-Генерал должен к вечеру сюда приехать, -ткнул солдат пальцем на стоящий в саду дом. –Так что, вам лучше его здесь подождать, чем искать не известно где.
-Подождём, -кивнул капитан, -нам теперь некуда спешить.
-Да, -солдат замялся, -вы из усадьбы по одному не ходите. Особенно, в село.
-А что случилось? –удивился капитан, -болезнь какая?
-Да наши давеча перепились и по безобразничали малость, -скривил губы солдат.
-Это как? Убили кого?
-Хуже, господин капитан, девок попортили местных. Вот мужики и осерчали. Уже пятерых отдубасили. Рёбра поломали. Хорошо, патруль отбил вовремя. А то б и убили.
-Мужики? –капитан почесал затылок, -отдубасили солдат? Что ж это за солдаты такие?
-Вы вот смеётесь, господин капитан, а наши теперь по трое, меньше не ходят.
-Ладно, мы не собираемся никуда ходить. В усадьбе найдётся место?
-Это вон к коменданту, -кивнул солдат на вышедшего из дома офицера. –А я к своим пошёл.
-Господин майор, -обратился Мак к коменданту после приветствия. –Я с секретными документами к генералу. Где мне его подождать?
-Я могу освободить для вас одну комнату на втором этаже, -оглядев стоящих перед ним людей, кивнул майор. -Но сразу предупреждаю, у местных ничего не покупать. Могут подсунуть отраву.
-Даже так? Это за что же?
-Да наши убили вчера их барина, вот они и обиделись, -усмехнулся криво майор.
-Я смотрю, у вас тут не соскучишься, -мотнул головой капитан. –Одни барина убивают, другие девок насилуют. А воевать, кто-нибудь воюет?
-Воюют, -кивнул майор, приглашая пришедших в дом. –С местными мужиками воюют. Те прячут продовольствие и лошадей. Этой ночью вот десятерых привели. Они не подчинились продотряду.
-Мдааа, -покачал головой капитан, -ну, и дела у вас тут.
Майор показал команде капитана комнату, ещё раз предупредил о партизанах и ушёл.
-Ну, что, пока отдыхаем, -капитан подошёл к окну. –Коменданта слышали? Поэтому, по одному на улицу не ходить.
-По нужде тоже? –усмехнулся Жак.
-Я предупредил, -метнул в него сердитый взгляд капитан.
Бурча ругательства в адрес партизан, люди капитана разбрелись по углам комнаты и стали устраиваться. Сам капитан продолжал стоять у окна. Виктор тихо вышел и отправился знакомиться с усадьбой. Комнаты второго этажа занимали, судя по обмундированию, в основном, офицеры и их слуги или ординарцы. На данный момент большинство офицеров собрались в большой зале. За круглым столом шла ожесточённая игра в карты. Те, кто не играл, и не был зрителем, читали или писали письма. Солдаты, в основном, спали, пользуясь минутой отдыха. Первый этаж занимали солдаты. Там тоже сразу в нескольких местах шла игра. Правда, на кости. Но азарта было не меньше. Некоторые, завернувшись в шинель с головой, спали. Отдельные чинили одежду или чистили оружие. На улице у входа стоял часовой. Виктор прошёл к дворовым постройкам. Конюшня охранялась. Охранялись и составленные в тесный двор телеги и шарабаны.
Обойдя усадьбу, Виктор направился к селу. Ни одного человека не мелькнуло возле домов, пока он шёл. Мелькнула тревожная мысль: -они что, всех убили?
Подойдя к первой избе, Виктор повернул браслет на Рожок и открыл дверь. Та скрипнула, и на него уставились испуганные глаза пацана лет четырнадцати. Тот что-то строгал ножом из палки.
-Отец дома, малец? –Виктор прошёл к окну и сел на лавку.
-Нема, -качнул головой пацан, продолжая напряжённо смотреть на Виктора.
-А можешь, кого взрослого привести сюда сейчас?
-Вам зачем, барин? –нахмурился пацан.
-Дело у меня есть важное и срочное. Зови кого.
-А вы - кто, барин? –пацан не тронулся с места.
-Я? –Виктор усмехнулся. –Я тот, кто поможет вашим мужикам отомстить за обиду.
-А не брешешь, барин? –сузил глаза пацан. Его рука, державшая нож, напряглась.
-Ты зови старшего и увидишь, -Виктор отвернулся к окну. –Да поживее, а то стемнеет скоро.
-Я сейчас, -услышал Виктор, и дверь за его спиной скрипнула.
Ждал Виктор не долго. Минут через десять дверь скрипнула вновь. Он обернулся. Через порог переступил крупный мужик, лет пятидесяти, заросший чёрной бородой. Он прошёл к столу, сел и уставился на Виктора.
-Здрав будешь, барин, -оглядев парня, прогудел мужик. –Зачем звал? Я - староста здешний, Никитой батька Степан назвал.
-Никита Степанович, -Виктор открыто смотрел в глаза мужика, -возьмите десятка два, три мужиков и через час подходите к усадьбе. У вас знающие обращение с ружьями есть?
-Найдутся, -кивнул мужик, пряча глаза за густыми бровями. –А зачем приходить?
-Ружья заберёте и боезапас. Вы ж с французом воевать собрались? Вот и пригодится.
-А кто нам его отдаст? –усмехнулся мужик. –Там часовые ходят.
-Часовых я уберу, а солдаты все спать будут. Вилы возьмите только. Кто станет убегать, ловите. Из усадьбы никто не должен уйти. Понятно?
-Окружим усадьбу, никто и не уйдёт. Что тут не понятного? –пожал плечами мужик.
-Ну, тогда всё, -Виктор встал, -я пошёл, жду вас через час.
-А ты, кто, барин? –не утерпев, всё-таки спросил староста.
-Меня Кутузов прислал, -улыбнулся Виктор. –Помочь вам оружие добыть.
-Ааа, -посветлел лицом мужик. –Если сам Кутузов, тогда придём. Обязательно придём. Коней тоже отдадите?
-Всё заберёте, -махнул рукой Виктор и, выйдя на улицу, повернул браслет на Луну.
Выскочивший следом мужик завертел головой. Не увидев парня, озадаченно хмыкнул, и повернувшись, поспешил по улице. Виктор вернулся в усадьбу. Первым делом он “убрал” охрану конюшен и усадьбы с улицы. Затем прошёлся по первому этажу, “отключая” там всех, кого находил. Поднявшись на второй этаж, прошёлся и там. Закончив зачистку, Виктор вернулся в комнату, где играли в карты. Его заинтересовали лежащие на столе монеты. Отобрав по три экземпляра разных образцов, положил себе в карман. Оглядев валяющиеся вокруг тела, Виктор пошёл в комнату, где “отдыхала” команда капитана Мака. Забрав похищенные ими из архива бумаги, Виктор перекрестил капитана и Жака левым кулаком и, спустившись во двор, сел на скамью у дверей, ожидая старосту.
-Мы пришли, барин, -мужик вынырнул из сумерек и присел рядом.
-Забирайте всё, что вам может пригодиться, -кивнул на дверь дома Виктор. –И побыстрее. Могут подтянуться более крупные силы с генералом.
-Понял, поспешим, -мужик заложил два пальца и пронзительно свистнул. Тотчас к нему устремились из кустов мужики и парни с вилами наперевес. Староста стал раздавать указания.
Одних послал к конюшне, других - в дом. Через несколько минут к подъезду подкатила первая телега. Из дома в неё уже несли собранное оружие и снаряжение.
-А с телами, что делать? –вышел к Виктору староста. –Они, я так понимаю, живые?
-Живые, -кивнул Виктор. –Можете убить их, можете в плен взять, если хотите возиться. На ваше усмотрение. Только здесь не оставляйте. Усадьба должна быть чистой. Сюда скоро генерал со штабом подойдёт. И если найдёт гору трупов, деревню вашу, в лучшем случае, сожжёт.
-Мы их в овраг спрячем, -пообещал староста. И из дома стали выносить и складывать на телеги спящих врагов.
Через час усадьба опустела. Последним уходил староста. На его плече висело ружьё, а на поясе болталась офицерская шпага.
-Спасибо, барин, за добычу, -улыбнулся мужик, прощаясь.
-Не давайте ворогу покоя, -махнул рукой Виктор.
Поужинав запасами из оставленного мешка Жака, Виктор поднялся на второй этаж и, выбрав подходящую комнату, это был кабинет бывшего хозяина усадьбы, завалился спать на оставшийся от него диван. Уснул он сразу. Сказалась усталость дня. Разбудили его ржание коней и сердитые окрики. Поднявшись, Виктор выглянул в окно. Двор усадьбы заполняли всадники и телеги. Вот к крыльцу подкатила коляска. И из неё вылез высокий, упитанный мужчина. Стоящий на крыльце офицер стал что-то ему докладывать. Выслушав, генерал махнул рукой. Постоял несколько минут на крыльце в ожидании доклада своего адъютанта, исчезнувшего в доме. Потом к нему подошёл ещё офицер и стал что-то говорить, показывая рукой на конюшню. Выслушав и его, генерал, что-то приказал. Козырнув, офицер ушёл. Наконец появился адъютант, и генерал вошёл в дом. Виктор покинул свою комнату.
Для ночлега генералу подобрали бывшую спальню хозяина усадьбы. И сейчас генерал устало раздевался, поглядывая на стоящего у двери слугу с ведром воды.
-Ну, ну, умойся пока, -зевнул Виктор и отправился познакомиться с прибывшим контингентом. На второй этаж уже поднимались офицеры, стряхивая на ходу с себя дорожную пыль. Слуги несли мешки с вещами господ. Стараясь ни с кем не столкнуться, Виктор спустился во двор. Прибывших было много. Солдаты разбивали палатки, разводили костры. Подвешивали котелки с поздним ужином. Офицеры сновали меж костров, отдавая последние распоряжения. Освободившиеся тянулись к дому. Обойдя расположившееся на привал войско, Виктор почесал затылок. По его грубым подсчётам, получалось, что к усадьбе прибыла, если не дивизия, то полк, точно.
-И где их крестьяне хоронить будут? –скривил губы Виктор, выходя на край лагеря. –Впрочем, это не мои проблемы, -подумав, усмехнулся парень и приступил к “зачистке”. Было уже за полночь, когда он вернулся к усадьбе. “Угомонив” оживших после принятия горячительного офицеров, Виктор зевнул и направился к спальне генерала. У его дверей спал денщик. Перекрестив парня, Виктор открыл дверь. Его встретил мощный храп. У изголовья кровати мерцала свеча. Оглядевшись, Виктор взял со стола кувшин с водой и побрызгал генералу в лицо.
-А, что, подъём? –вскинулся генерал, отбрасывая одеяло, и вскакивая с кровати. Никого не увидев, он оглянулся на окно. Смотрел некоторое время в ночную темень, потом зевнул и снова упал на кровать, потянув на себя одеяло. Но то почему-то стало сползать на пол, выскользнув из рук генерала. Подёргав себя за нос, и, убедившись, что он не спит, генерал попытался вновь ухватиться за одеяло, но оно, непослушное, уже упало на пол совсем. Выругавшись, генерал, сполз с кровати сам и, подняв одеяло, кинул его на кровать. Едва он попытался вновь лечь, как его подушка, просвистела мимо, чуть не сбив самого хозяина, и шмякнулась на пол в дальнем углу.
-Что тут происходит? –нахмурил брови генерал и вновь ущипнул себя за нос. Ойкнув от боли, он потряс головой и уставился на подушку. Та вдруг взмыла в воздухе и стала медленно приближаться к кровати. –Чёрт побери! –взревел генерал и, схватив лежащую на ночном столике
шпагу, ринулся на подушку. В воздухе полетели пух и перья. А на пол шмякнулись остатки растерзанной подушки. Тяжело дыша, генерал грозно смотрел на них. Вдруг кувшин с водой, подскочил и стремительно полетел к генералу. Тот едва успел загородиться шпагой, но всё равно был облит водой. Ругаясь и отплёвываясь, генерал отступил к двери, держа шпагу перед собой. Толкнув дверь, он пнул лежащего у порога слугу. Тот не пошевелился.
-Проснись, скотина! –рявкнул генерал и пнул солдата посильнее. Реакция - та же. Поняв, что тут что-то не так, генерал присел и потрогал лежащего. Затем, резко вскочив, выругался, выставив шпагу перед собой. Вертя головой, и прислушиваясь к гробовой тишине в доме, генерал подошёл к первой двери и, толкнув её, застыл на пороге. В комнате тут и там лежали его офицеры. Но ни храпа, ни просто их сопения, как не вслушивался генерал, так и не услышал.
-Чёрт возьми, -прошептал генерал побелевшими губами, -кто их убил? И есть ли, вообще, живые в лагере? –он вернулся в свою комнату и прильнул к окну, вглядываясь в сереющее утро. Ни горящих костров, ни бродящих возле них часовых, он не увидел.
-Вы все тут останетесь, генерал, если пойдёте дальше, -прошелестел вдруг за спиной генерала голос.
-А, что? Кто тут? –подскочил генерал, оборачиваясь, и шаря глазами по углам комнаты.
-Твоя судьба, - сообщил голос. –Хочешь поменять её?
-Я? –дёрнулся генерал, -не хочу.
-Тогда останови свой корпус и не бери Ригу, -предложил голос. –Останешься жив.
-Но я сам не могу вот так остановить, -промямлил генерал на грани обморока.
-Докладывай, что без артиллерии ты Ригу взять не можешь, -велел голос.
-Артиллерия уже движется сюда, -всхлипнул генерал. –Завтра, послезавтра подойдёт.
-Артиллерия не подойдёт, -успокоил его голос. –Так что, можешь смело “беречь” своих солдат.
-Я согласен, -закивал головой генерал. –Мне эта война на фиг не нужна. А Наполеона я и сам не люблю, - заискивающе улыбнулся генерал.
-Вот и договорились, -согласился голос. –Сейчас одевайся, бери коня и уезжай отсюда.
-А как же мои солдаты? –испугался генерал.
-Они останутся уже тут, -с сожалением сообщил голос. –Местные, надеюсь, похоронят.
-Я всё понял, - сник генерал, -я тоже хочу с ними.
-Ты должен ещё спасти других, генерал, так что одевайся и уезжай, -велел строго голос. -Умереть ты всегда успеешь, -пообещал он. –Твоё от тебя не уйдёт.
-Я понял, - вскинул голову генерал, - и подчиняюсь судьбе. -Отдав салют шпагой, генерал вернулся в свою комнату и принялся спешно собираться. Виктор спустился вниз и, найдя в конюшне осёдланного, видно дежурного коня, подвёл к крыльцу.
Через минуту генерал выбежал, что-то бурча на ходу. Увидев коня, затормозил. Осторожно потрогав круп животного, и убедившись, что ему оно не мерещится, генерал повертел головой. Потом вздохнул и, махнув рукой, тяжело забрался в седло. Подтянув поводья, ткнул коня каблуками в бока. Тот не спеша направился к выезду из усадьбы.
-Счастливой дороги, генерал! –крикнул позади голос. И конь резко рванул вперёд, чуть не уронив генерала из седла.
Посмотрев на небо, Виктор зевнул и отправился в кабинет досыпать.
Северный поход (1 часть). https://zen.yandex.ru/media/id/5ff0501ce124660decdc7e59/severnyi-pohod-1-chast-60c10de6f7426b5183b4a15c
Северный поход (2 часть). https://zen.yandex.ru/media/id/5ff0501ce124660decdc7e59/severnyi-pohod-2-chast-60c1f1c97cb731529f39422e
Северный поход (3 часть). https://zen.yandex.ru/media/id/5ff0501ce124660decdc7e59/severnyi-pohod-3-chast-60c1f46e8ca63b4f8d51599b