Найти тему

Про Теслу, Электрокары и CO2

По данным МосБиржи в апреле 2021 из иностранных ценных бумаг в "Портфеле частного инвестора" лидировала  Tesla Inc. С долей в 21,5%.

Я бы хотел пошутить, что это хейтеры Рогозина, но думаю что большинство из 1,9млн. человек торганувших в апреле не знаю о существовании Дмитрия Олеговича.

Я решил не писать банальщину про выручку, P/E, Cash Flow, консенсус прогнозы и пр. (если это вас также интересует- напишите об этом в комментариях).

Сегодня будет куда более провокационный шок-контент.

Для начала отмечу, вопреки мнению многих, компанию Тесла создал и придумал делать электрокары не Илон Маск, а Martin Eberhard и Marc Tarpenning. А Илон Маск появился годом позже внеся основную часть финансирования стартапа и стал председателем Совета Директоров. CEO он стал в 2007 уволив Martin Eberhard. И да- я в курсе, что после судебных разбирательств все сошлись на том, что официально у компании 5 основателей: Elon Musk, Martin Eberhard, JB Straubel, Mark Tarpenning, Ian Wright, главное что это не было единоличной идеей инноватора всея вселенной.

Сегодня я бы хотел посеять зерно сомнения среди тех, кто рукоплещет экологичным заявлениям про то что Tesla не будет принимать биткоин, поскольку он вредит природе.

Вообще многие верят в будущее Теслы именно как производителя «экологически чистых машин», поэтому они уверены что мультипликаторы на уровне технологических компаний- это правильно.

Тема экологии, на мой взгляд, стала слишком горячей, особенно в умах прогрессивной общественности. И многие из этой категории считают, что, купив Теслу, они гарантируют беззаботное будущее полярным мишкам.

Но это не точно

Я тут подсобрал статистики по carbon footprint на всех стадиях, а сейчас я бы хотел начать с самого элементарного вопроса- если пользоваться криптовалютой, которую майнят на электричестве от угольных ТЭЦ (вот это сюрприз в 2021 году!) не экологично, то насколько экологично ездить на электромобиле, который заряжается от электричества, выработанного на этих же угольных ТЭЦ- я естественно в данном случае говорю про рынок Китая- самый перспективный с текущей долей в 21% продаж.

Так что у нас с экологичностью электрокаров?

Итак, давайте начнём с цифр по энергопотреблению- официально Model S 60 тратит 181 Вт.ч/км (хотя в 2016 году Сингапурская The Land Transport Authority по итогам независимых тестов б/у Теслы зафиксировала расход 444 Вт/км).

Сколько же это в углеродном эквиваленте?

Это зависит от страны

Согласно Энергетическому Бюллетеню Аналитического Центра при Правительстве РФ от мая 2019 года среднемировая углеродоемкость выработки электроэнергии составила в 2018 году 475 г CO2/кВт·ч (с разбросом от 52 г СО2/кВт·ч во Франции, где с 72% преобладает атомная энергетика до 627 г СО2/кВт·ч в Китае, где уголь занимает 68% в структуре производства электроэнергии).

В прогрессивных США этот уровень составляет 433 г СО2/кВт·ч. То есть в США только на этапе эксплуатации мы получаем уровень выбросов порядка 78 г/км

Новенький Mercedes E220d 4MATIC выбрасывает в атмосферу 143 г/км

Пока вроде сексуально

Но так считать неверно- правильнее использовать LCA (Life Cycle Assessment), учитывающий суммарные выбросы с этапа производства, до утилизации.

Итак, предполагается что мерседес откатает 250 тыс км и суммарно с учётом производства и утилизации в воздух попадёт 40 тонн CO2, т.е. выбросы составят около 160 г/км

Что с Теслой?

По официальным данным для новейшей Model 3 в США выбросы составляют 120-130г/км, что уже не так сильно впечатляет. При этом детализация данных в Impact Report Теслы никакая, что вызывает некоторые сомнения в полноте данных. Вспоминаем что Сингапурские власти диагностировали расход электроэнергии в два с лишним раза выше заявленного и сразу в памяти всплывают аналогии с манипуляциями выявленными в рамках дизельгейта.

Ну и вишенка на торт- некоторые факты о производстве батарей:

- Крупнейшие запасы лития, используемого для производства аккумуляторов, находятся в Чили. Этот процесс требует огромного количества пресной воды. По данным чилийских властей, за период с 2000 по 2015 годы в Атакаме было выбрано на 21% больше воды, чем поступило в этот регион естественным путем - в виде дождевых или талых вод.

-  Кобальт- также важный компонент. 60 процентов этого металла добывают в Демократической Республике Конго — одной из самых бедных и коррумпированных стран мира, где для добычи кобальта используют в том числе детский труд (по данным UNICEF из 150 тысяч людей занятых в добыче металла 40 тысяч- дети).

- Про Никель говорить даже не буду- все представляют экологическую ситуацию в Норильске...

Я не хейчу электромобили, просто говорю что это не 100% панацея. И к тому же есть альтернативные варианты улучшения экологической ситуации в автопроме- от биотоплива (биоэтанол, биогаз) до водородных топливных элементов (по этому пути идёт, например, Toyota).