Найти тему

Всё в ваших руках: Как состоятельные предприниматели предупреждают убыточность бизнеса.

Сегодня я хочу с вами поделиться очень простым инструментом своевременного контроля финансового положения компании, а в последующем и управления финансовым потоком.

Инструмент настолько прост, универсален, и не требует финансовых затрат, что большинство предпринимателей на него не обращают внимания.

Наличие средств на счете и в кассе не тождественно экономическому росту.
Наличие средств на счете и в кассе не тождественно экономическому росту.

В теории, суть этого инструмента сводится к пониманию, что бизнес успешен тогда, когда он рентабелен, то есть сумма доходов от осуществления деятельности в периоде, желательно в натуральном денежном эквиваленте, превышает сумму всех расходов, понесенных на осуществление этой деятельности. Иными словами, речь идет о некой сумме денег, оставшейся после осуществления всех операций.

Наличие денег в кассе или на счетах компании, не равноценно наличию прибыли.

На деле, менее опытные предприниматели ошибочно ориентируются исключительно на отчет движения денежных средств, в результате чего за прибыль принимают все поступившие денежные средства, такие как заемные средства в виде займов и кредитов для пополнения оборотных средств, деньги от клиентов, поставщиков.

В результате чего, собственник лишает себя гибкости в вопросах введения и поддержания успешных бизнес-моделей.

Хуже того, неопытные владельцы бизнеса позволяют себе использовать поступившие деньги как деньги из личного кармана, расходуют их не по назначению, полагаясь, что по мере необходимости они оперативно восстановят поток. Когда использование средств не по назначению имеет систематический характер, предприниматель зачастую утрачивает контроль над ситуацией, что приводит к увеличению долговой нагрузки предприятия.

К слову, первые признаки дестабилизации, можно наблюдать задолго до фактического банкротства предприятия, к чему собственно это и приводит, и может выражаться при всей видимой работоспособности и благонадежности компании, в несвоевременной выплате поставщикам, задержке выполнения обязательств перед клиентами, задержке выплаты заработной платы сотрудникам.

Именно поэтому, для того чтобы предотвратить совершение экономически не оправданных действий, успешные владельцы бизнеса внедряют и регулярно используют в принятии решений систему управленческой отчетности, которая наглядно, оперативно и своевременно информирует собственника о финансовом положении компании в периоде.

Именно внедрение управленческой отчетности является тем простым, эффективным инструментов, полезность которого невозможно переоценить.

Управленческая отчетность не регламентируется законодательством, и предназначается для внутреннего использования. Собственник сам принимает решение о полноте и детализации сведений с учетом особенностей ведения бизнеса.

Для малых предприятий создать простейший отчет о доходах и расходах можно как в Excel, так и в «1С», используя функционал программы «Статьи доходов и расходов». Для этого достаточно настроить справочник статей доходов и расходов и организовать своевременное и корректное внесение первичной информации в соответствии с этим справочником.

Благодаря ежемесячному ведению управленческого отчета в разрезе доходы-расходы, собственник бизнеса:

  • Видит сумму денег, которую можно изъять на личные нужды без ущерба для бизнеса;
  • Дает оценку, прибыльный ли бизнес и насколько, а если убыточный, то насколько и по какой причине.
  • Производит расчет, хватит ли прибыли, чтобы покрыть текущие потребности. Есть ли ресурсы для масштабирования, если планируете открывать новые проекты.
  • Делает прогнозы на предстоящие периоды, осуществляет стратегическое планирование.

Составлять отчет в разрезе доходы-расходы я рекомендую по итогам каждого месяца, в одной таблице за весь год. Также эффективно детализировать отчет по видам деятельности и/или группе товаров и/или точкам реализации, потому что это дает возможность оперативно выявлять и корректировать убыточные направления.