Недавно я прочитала исторический роман Сергея Бородина "Дмитрий Донской". Великолепная книга! Но вот что меня удивило. Оказывается, в некоторых русских деревнях домового очень "уважали". Как именно? А очень просто: предлагали им своих жен!
Действие романа происходит во времена княжения великого князя Дмитрия Донского. Русь еще задавлена татаро-монгольским игом, еще хан Мамай мечтает разорить Москву и пополнить московским золотом свои запасы. Еще только начался процесс собирания земли русской в единое государство под руководством Москвы. Русь по преимуществу вся деревянная, и Дмитрий Донской очень дальновидно хочет отстроить Москву, сделав ее белокаменной...
Ему нужны зодчие, талантливые и опытные. Ему нужны каменщики и строители всех мастей.
Тут в дело и вступает инок-расстрига Кирилл: он опытный мастер-каменотес, не одно каменное сооружение возведено им на просторах христианского мира... И князю Дмитрию послужил он знатно, воздвигнул совместно с другими строителями Тайницкую башню кремля... Да только вместо награды ждала строителей смерть: не захотел великий князь, чтобы об устройстве Тайницкой башни, об ее подземных переходах и тайниках, знал кто-либо другой. Строителей велено было умертвить...
Кирилл чудом спасся, ушел из рук палачей, став отныне изгоем, преступником, хоронящимся от всеведущих очей князя Дмитрия.
Жить стал Кирилл одиноко, бобылем. И в этой своей одинокой жизни обрел утешение: подобрал сироту-мальчика по имени Андрейша (будущий Андрей Рублев). Обрел он и приятеля Тимошу - скомороха, шатающегося по Руси с ручным дрессированным медведем.
Тимоша не одинок: есть у него, кроме медведя, и законная супружница. Жена его живет в деревне, ведет хозяйство, сохраняя семейный очаг, пока ее муженек Тимоша зарабатывает деньги отхожим промыслом, играя на дуде и забавляя князей и бояр плясками своего ручного медведя...
И произошел между Кириллом и Тимошей один занятный разговор, который интересно характеризует представления о домовых тогдашней Руси. Оказывается, Тимоша, когда живет дома, каждую пятницу "отдает" свою жену в пользование домовому. Он домового уважает и задабривает. Только вот жена - дура такая - не признается, что домовой у нее побывал. И чего скрытничает? Скрывает? Дура, одним словом.
А Кирилл, по-мнению Тимоши, тоже не дурак: не спроста в дом мальчонку-то взял! Раз нету своей бабы, решил домового мальчонкой "уважить".
"Только, скажу тебе, из них не всякий на это идет..." - философски заключает Тимоша. Домовые, по его мнению, в основном гетеросексуальны, и не всякий из них польстится на мальчика.
Приведу разговор между Тимошей и Кириллом целиком:
"Пришло время сна. Андрейша уже спал на скамье, Топтыгу прогнали спать в сени, Кирилл лег на коник, а Тимоша запросился на печь. Уже лежа на печи под овчинным тулупом, он заговорил:
- А нехорошо так жить, Кирилл, как ты?
-Чем?
-Бобылем-то? Бобылю надо в семейную избу на постой идти.
-Зачем?
-Домового у вас слыхать?
-Не слышно.
-Домовой не любит, когда так вот, без баб, бобыли живут. В таком доме не жди добра.
-А ты женат?
-А как жа! Стал бы один в избе ночевать! Я домового уважаю. Я каждую пятницу от своей бабы отдельно сплю. ПУЩАЙ, ЕГО ДЕЛО.
-А баба что говорит?
-Не сознается.
-А ты?
-Бил её. Бил, каюсь. Не сознаётся. Не приходит, говорит. А как может не прийти, ЕЖЕЛИ БАБА ОДНА ЛЕЖИТ?
-А может, у тебя домового нет.
-Что ж, моя изба хуже других, что ль?
-А может, твой домовой в Орду сбежал?
-А он нешь татарин? В Орде, небось, свои есть.
-Ну ладно, спи.
-А я сразу приметил, зачем ты мальчишку в дом взял.
-Ну?
-Домового отводишь. Только, скажу тебе, из них не всякий на это идет.
-Спи, дурак. А то в сени сгоню.
-Не, с печи ты меня уж не сволокёшь".
__________________________________________________________________________________________
Каково? Тут не знаешь, смеяться больше хочется или грустить о невежестве простого люда... А каково положение женщины? Предлагают, как вещь, домовому в угощение! Занятно.
Постскриптум. А баба у Тимоши правдивой оказалась на удивление. Другая бы соврала на ее месте, чтобы избежать побоев: приходил, мол, домовой, было дело. А эта правду-матку так и режет, несмотря на побои. Ушла в глухую несознанку, как сказали бы мы сейчас)))))
Кстати, очень многие мои знакомые не шутя верят в домового. Суеверия до сих пор еще имеют силу, хоть и живем в 21 веке. )
А вы верите в домовых?