Найти тему
Амбассадор счастья

Заброшенная ж/д Туапсинка с арочными мостами царских времен. Показываю как все это разрушается на глазах.

Оглавление

Путешествуя вокруг Ставрополя, можно случайно наткнуться на великолепный арочный мост, стоящий в степях, на равнине или даже в лесу. Все это великолепие - остатки железной дороги царских времен, проходящей от Туапсе до Армавира. Расскажу подробнее об этих фантастических архитектурных сооружениях и о самой дороге.

Новокавказский арочный мост
Новокавказский арочный мост

История Армавир-Туапсинской железной дороги.

Бурное железнодорожное строительство второй половины 19 и начала 20 веков не обошло и Северный Кавказ. В 1875 году была открыта Владикавказская железная дорога - железнодорожная ветка Ростов - Кавказская - Армавир - Минеральные Воды - Владикавказ.

Однако эта дорога обошла Ставрополь стороной, а ставропольское крестьянство и купечество очень нуждались в возможности вывоза сельхозпродуктов в промышленные центры и черноморские порты. Таким образом, в 1897 г. была открыта ветка Кавказская - Ставрополь, построенная акционерным обществом Владикавказской железной дороги. Пользуясь своей монополией на Ставрополье, Владикавказская дорога диктовала свои цены и условия ставропольским крестьянам.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, в 1908 г. при поддержке правительства было образовано Акционерное общество Армавир-Туапсинской железной дороги во главе с инженером путей сообщения Петром Николаевичем Перцовым (1857-1937). Уставной капитал общества был сформирован, в основном, российскими и иностранными банками. Акции, выпущенные позднее, сосредоточились большей частью в руках купцов, казачества и крестьянства Ставропольской и Кубанской губерний, благодаря чему Туапсинка получила славу "народной железной дорогой".

Таким образом, АО Армавир-Туапсинской дороги в 1909 г. приступило к строительству железной дороги Армавир - Туапсе с ветвью на Майкоп, и к реконструкции Туапсинского морского порта. В 1912 г. в условиях острой конкуренции с АО Владикавказской дороги оно получило разрешение на строительство участка Армавир - Ставрополь - Петровское (Светлоград) с разветвлениями на Винодельное (Ипатово) и Благодарное. Провел изыскания и составил проект трассы будущей железной дороги инженер Верблюнер. Подрядчиками строительства и экипировки по началу выступили известные европейские фирмы.

Схема Армавир-Туапсинской железной дороги
Схема Армавир-Туапсинской железной дороги

Дорога, названная жителями Ставрополья Туапсинкой, также как и западный участок, строилась в сложных геологических условиях на сильно пересеченной местности. Она прошла, в основном, по серпантинам, высоким насыпям и глубоким выемкам на склонах Ставропольской возвышенности от Ставрополя на запад, к берегам Кубани, и на восток, к Калаусу. На маршруте дороги было свыше 40 мостов и виадуков через речки и глубокие овраги Ставропольской возвышенности, многие из которых сохранились до настоящего времени. О них я расскажу подробнее.

Веселовский арочный мост
Веселовский арочный мост

Веселовский мост — самый высокий мост на участке Ставрополь - Армавир на ж/д "Туапсинка". Отлит целиком из бетона, с изготовленными отдельно бетонными арками. На мосту был всего один путь и пешеходная дорожка, которая уже частично обрушилась.

Веселовский арочный мост
Веселовский арочный мост

Новокавказский мост в долине реки Егорлык располагается на участке между станциями Татарка - Новокавказский, западного плеча бывшей железной дороги Туапсе - Армавир - Ставрополь. Построен целиком из местного ракушечника, лишь арки отлиты из бетона. Расположение между склоном Ставропольской горы и Недреманного хребта где проходит узкий ветровой коридор, привело к частичному разрушению моста. 

Новокавказский арочный мост
Новокавказский арочный мост

Мост предполагался на основной ветке дороги, высота его обусловлена тем, что нужно было максимально уменьшить перепады высот между участками дороги на этих склонах и долине Егорлыка. Существуют предположения, что отсутствующий пролет был уничтожен при борьбе с бронепоездами в Гражданскую войну.

Достоверно известно что последним составом прошедшим от Армавира до Ставрополя был бронепоезд Добровольческой армии "Морская батарея №2", отступавший в этих местах в период 13 сентября - 14 октября 1918 года. Вероятно во время этих боев данный мост и был взорван таманцами. Мост так же могли взорвать и в конце 1918 года, во время наступления на Ставрополь войск генерала Врангеля, наступление которого от Армавира поддерживали бронепоезда "Единая Россия" и "1-ый бронированный поезд" которые однако в город так и не вошли.

Новокавказский арочный мост
Новокавказский арочный мост

Старый Николаевский мост расположен перед входной горловиной уже не существующей крупнейшей станции Николаевская, на участке железной дороги Ставрополь — Армавир. Первые поезда пошли по данному участку 1 сентября 1916 года. Последними здесь проходили бронепоезда в сентябре-ноябре 1918, активно принимавшие участие в боях в районе сел Демино, Татарка и Надзорное при обороне Ставрополя Добровольческой армией. В результате боевых действий железная дорога была разрушена во многих местах, участок решено было не восстанавливать и окончательно закрыть в 1922 году.

Позднее по насыпи через мост проходила полевая дорога, использование которой стало невозможно в результате оползневых процессов вокруг моста, что так же ограничивает возможность подойти к нему пешеходу.

Николаевский арочный мост
Николаевский арочный мост
Николаевский арочный мост
Николаевский арочный мост

Спасибо за внимание!

Подписывайтесь на мой канал, здесь только самые необычные места!