Путешествуя вокруг Ставрополя, можно случайно наткнуться на великолепный арочный мост, стоящий в степях, на равнине или даже в лесу. Все это великолепие - остатки железной дороги царских времен, проходящей от Туапсе до Армавира. Расскажу подробнее об этих фантастических архитектурных сооружениях и о самой дороге.
История Армавир-Туапсинской железной дороги.
Бурное железнодорожное строительство второй половины 19 и начала 20 веков не обошло и Северный Кавказ. В 1875 году была открыта Владикавказская железная дорога - железнодорожная ветка Ростов - Кавказская - Армавир - Минеральные Воды - Владикавказ.
Однако эта дорога обошла Ставрополь стороной, а ставропольское крестьянство и купечество очень нуждались в возможности вывоза сельхозпродуктов в промышленные центры и черноморские порты. Таким образом, в 1897 г. была открыта ветка Кавказская - Ставрополь, построенная акционерным обществом Владикавказской железной дороги. Пользуясь своей монополией на Ставрополье, Владикавказская дорога диктовала свои цены и условия ставропольским крестьянам.
Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, в 1908 г. при поддержке правительства было образовано Акционерное общество Армавир-Туапсинской железной дороги во главе с инженером путей сообщения Петром Николаевичем Перцовым (1857-1937). Уставной капитал общества был сформирован, в основном, российскими и иностранными банками. Акции, выпущенные позднее, сосредоточились большей частью в руках купцов, казачества и крестьянства Ставропольской и Кубанской губерний, благодаря чему Туапсинка получила славу "народной железной дорогой".
Таким образом, АО Армавир-Туапсинской дороги в 1909 г. приступило к строительству железной дороги Армавир - Туапсе с ветвью на Майкоп, и к реконструкции Туапсинского морского порта. В 1912 г. в условиях острой конкуренции с АО Владикавказской дороги оно получило разрешение на строительство участка Армавир - Ставрополь - Петровское (Светлоград) с разветвлениями на Винодельное (Ипатово) и Благодарное. Провел изыскания и составил проект трассы будущей железной дороги инженер Верблюнер. Подрядчиками строительства и экипировки по началу выступили известные европейские фирмы.
Дорога, названная жителями Ставрополья Туапсинкой, также как и западный участок, строилась в сложных геологических условиях на сильно пересеченной местности. Она прошла, в основном, по серпантинам, высоким насыпям и глубоким выемкам на склонах Ставропольской возвышенности от Ставрополя на запад, к берегам Кубани, и на восток, к Калаусу. На маршруте дороги было свыше 40 мостов и виадуков через речки и глубокие овраги Ставропольской возвышенности, многие из которых сохранились до настоящего времени. О них я расскажу подробнее.
Веселовский мост — самый высокий мост на участке Ставрополь - Армавир на ж/д "Туапсинка". Отлит целиком из бетона, с изготовленными отдельно бетонными арками. На мосту был всего один путь и пешеходная дорожка, которая уже частично обрушилась.
Новокавказский мост в долине реки Егорлык располагается на участке между станциями Татарка - Новокавказский, западного плеча бывшей железной дороги Туапсе - Армавир - Ставрополь. Построен целиком из местного ракушечника, лишь арки отлиты из бетона. Расположение между склоном Ставропольской горы и Недреманного хребта где проходит узкий ветровой коридор, привело к частичному разрушению моста.
Мост предполагался на основной ветке дороги, высота его обусловлена тем, что нужно было максимально уменьшить перепады высот между участками дороги на этих склонах и долине Егорлыка. Существуют предположения, что отсутствующий пролет был уничтожен при борьбе с бронепоездами в Гражданскую войну.
Достоверно известно что последним составом прошедшим от Армавира до Ставрополя был бронепоезд Добровольческой армии "Морская батарея №2", отступавший в этих местах в период 13 сентября - 14 октября 1918 года. Вероятно во время этих боев данный мост и был взорван таманцами. Мост так же могли взорвать и в конце 1918 года, во время наступления на Ставрополь войск генерала Врангеля, наступление которого от Армавира поддерживали бронепоезда "Единая Россия" и "1-ый бронированный поезд" которые однако в город так и не вошли.
Старый Николаевский мост расположен перед входной горловиной уже не существующей крупнейшей станции Николаевская, на участке железной дороги Ставрополь — Армавир. Первые поезда пошли по данному участку 1 сентября 1916 года. Последними здесь проходили бронепоезда в сентябре-ноябре 1918, активно принимавшие участие в боях в районе сел Демино, Татарка и Надзорное при обороне Ставрополя Добровольческой армией. В результате боевых действий железная дорога была разрушена во многих местах, участок решено было не восстанавливать и окончательно закрыть в 1922 году.
Позднее по насыпи через мост проходила полевая дорога, использование которой стало невозможно в результате оползневых процессов вокруг моста, что так же ограничивает возможность подойти к нему пешеходу.