Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Первый потопленный британский корабль со времён Второй Мировой

В начале восьмидесятых в морских штабах НАТО был разработана программа АРАПАХО, предусматривающая размещение на торговых судах водоизмещением 30-50 тысяч тонн (в первую очередь на контейнеровозах) авиационных систем и средств их обеспечения. Для этого создавались модули, имеющие габариты стандартных грузовых контейнеров, в которых оборудовались мастерские, подсобные и жилые помещения, склады и авиационные ангары. Система, включала 60-70 контейнеров общим весом до девятисот тонн. На верхней палубе контейнеровозов предполагалось смонтировать импровизированные ВПП для боевых вертолетов и "Харриеров" - оборудовать взлетно-посадочные огни и сделать разметку полетной палубы. Для взлета самолетов в носовой части судна палуба усиливалась стальными листами и заканчивалась рампой, обеспечивающей взлет с подскоком.

С началом Фолклендской войны Royal Navy попал в ситуацию, когда ТВД оказался за одиннадцать тысяч километров от метрополии, при этом в Южной Атлантике не имелось никакой наземной базы. Так что все снабжение им пришлось располагать на судах плавучего тыла, которые несли свыше ста тысяч тонн грузов и более пятисот тысяч тонн корабельного топлива. Потребовались дополнительные транспортные суда, в связи с чем Министерством обороны Соединенного королевства в торговом флоте (в числе других кораблей разных типов общим числом более семидесяти) были реквизированы и оперативно переделаны в авиатранспорты три контейнеровоза: "Атлантик Конвейер", "Атлантик Кузвей" и "Контендер Безант". Все работы по их переоборудованию под авианесущие корабли заняли от семи до девяти суток. На "Атлантик Конвейер" в район боевых действий было доставлено двадцать самолетов палубного базирования "Харриер", на "Контендер Безант" девять вертолетов "Чинук" и четыре "Харриера", еще два десятка "Харриеров" базировались на контейнеровозе "Атлантик Коузвей". В ходе войны самолеты с авиатранспортов, в основном, были перебазированы на авианосцы для восполнения потерь, но часть из них совершала боевые вылеты непосредственно с самих контейнеровозов.

25 мая 1982 года аргентинские ВВС нанесли массированный удар по британскому флоту, причем приоритетной целью были авианосцы. Англичане, как обычно, не ожидали нападения противника (все их внимание было приковано к тонущему эсминцу "Ковентри") и, лишь за минуту до попадания первой ракеты, операторы РЛС фрегата "Эмбаскейд" обнаружили два приближающихся "Экзосета" и подняли тревогу. Атакованными кораблями оказались авианосец "Гермес" и контейнеровоз "Атлантик Конвейер". С боевых кораблей начали отстреливать дипольные отражатели в результате чего ПКР, шедшая на "Гермес," перенацелилась на ближайшую цель, которой оказался "Атлантик Конвейер". В тот момент на его борту находилось одиннадцать боевых вертолетов, припасы для 4500 десантников (боекомплект, палатки, полевые госпитали и кухни), 75 тонн кассетных бомб, десять бензовозов и запчасти для вертолетов и "Харриеров". На верхней палубе хранились цистерны с авиатопливом и установки с жидким кислородом, а во внутренних помещениях корабля размещалось больше пятисот баллонов с ацетиленом и кислородом.

Обе ракеты пробили палубу контейнеровоза в кормовой части по левому борту и взорвались в хранилище баллонов с горючими газами. Возник сильный пожар, быстро распространившийся по всему кораблю. Попытки тушить его оказались безуспешными и "Атлантик Конвейер" пришлось оставить. Огонь бушевал двое суток, после чего полностью выгоревший остов корабля продержался на плаву еще четыре дня и затонул рано утром 28 мая 1982 года. Атака унесла жизни двенадцати человек из его команды, среди которых был и капитан судна - Ян Норт. Шесть вертолетов "Вестланд Уэссекс", три "Чинука" и один "Вестланд Линкс" погибли вместе с кораблем, удалось спасти единственный "Чинук". Потеря этих машин означала, что британским войскам, после высадки на острова, предстояло добираться до Порт-Стэнли пешком.

На заявление британцев о якобы случайном потоплении контейнеровоза, аргентинцы ответили, что это была целенаправленная операция, поскольку им было известно о характере груза на судне. "Атлантик Конвейер" стал первым кораблем британского торгового флота, погибшим в результате боевых действий со времен WWII.

Автор - Олег Энгель