Найти тему
Lavanda: людям о людях

Патологическая жадность: история очень скупой женщины, которая всю жизнь копила деньги

Оглавление

Людмила с детства мечтала сказочно разбогатеть. "Вот, будут деньги, куплю огромный дом с двумя гаражами, огромным участком и личным прудом. А ещё несколько машин, самую дорогую мебель, китайские чайные сервизы за 100 000 долларов. И платья - у меня будет столько платьев, что я и сама не буду знать про их количество. А все окружающие пусть мне завидуют, их-то предел хрущёвка и Запорожец".

С чего всё началось?

Людмила вообще была неравнодушна к деньгам: в возрасте пяти лет попросила у мамы копилку, и складывала туда все деньги, которые ей дарили родственники. К окончанию школы вышла приличная сумма, которой вполне хватило бы на "Волгу" последней модели. Ну или на то, чтобы поехать учиться в Питер, который она так любила и полностью поменять гардероб.

Но Людмила не тронула ни копейки, наоборот: поступив в институт на вечернее, днём она работала в строительной фирме секретарём и все заработанные деньги бережно складывала в копилку. Никаких девчачьих радостей жизни она себе не позволяла: платья самые простые, туфельки за сестрой донашивала, косметику не использовала.

В гости ходила редко: с пустыми руками неприлично идти, а тратиться на подарок не хотелось. По вечерам дома, за книгой или на работе.

В то время, пока девчонки с её курса ходили на танцы, влюблялись, бегали на танцы и выходили замуж, она строила карьеру. И к 30 годам дослужилась до должности начальника отдела, которые оценивает состояние домов перед тем, как ввести их в эксплуатацию. К ней уважительно стали обращаться "Людмила Ивановна", перед ней заискивали, а мужчины строили глазки.

Людмила даже выскочила один раз замуж: за начальника экономического отдела, думала, что вместе они сказочно разбогатеют. Но не тут-то было: Григорий зарабатывал много, ездил на "Волге", но пил безбожно, каждый день. За один вечер он мог пропить всю их совместную зарплату.

Прожив с ним два года, Людмила решила развестись. Вопрос был только один: куда ей идти с маленьким ребёнком? К родителям не хочется, а своей квартиры нет.

Маразм крепчал

И тут радость - Людмиле дали квартиру, да не абы какую, а целую трёхкомнатную, на первом этаже, в самом лучшем районе города. Любая другая девушка сразу бы бросилась мебель покупать, посуду, да ковры на стену (на дворе шёл 85 год), но Людмила была крепче стали и деньги ни под каким предлогом тратить не хотела. Родители, желая помочь, подарили ей на новоселье крупную сумму денег, но она сразу положила их на сберкнижку.

Жильё же обставила разномастной мебелью: тут раскладушка, тут старая кровать, которую соседи выкидывать собирались, тут подушки, с дачи привезённые. Со временем друзья и родные, зная про скупердяйский характер Людмилы, стали дарить ей мебель, статуэтки, вазы, кухонную утварь и бытовую технику. Эти подарки она не продавала, зато бережно складывала на антресоли - большая часть коробок была запакована даже 30 лет спустя.

Фото с Яндекс картинок.
Фото с Яндекс картинок.

Продукты только самые дешёвые, и по минимуму: летом она питалась овощами и фруктами с дачного участка сестры, зимой ела макароны с капелькой растительного масла и батоны. Чай без сахара, а одну заварку она могла пить два-три дня, постоянно заливая новой порцией воды.

Когда видела в витрине магазина красивое платье, замирала перед манекеном и могла часами так стоять, разглядывая полюбившееся изобретение портновского искусства. Иногда она даже решалась войти в магазин и примерить платье, но, стоило только продавщице сказать "Как оно вам идёт", как она тут же шла в примерочную, снимала платье и уходила с пустыми руками. Некоторые наряды ей даже снились.

Но вот позволить себе купить то, к чему сердце тянется, она не могла, точнее могла, но не хотела.

Одежду и обувь за всю свою жизнь она покупала раз десять. Обувь носила десятилетиями, пока та не начинала "просить каши" или не разваливалась прямо на улице. Одежду в основном не покупала, а донашивала за "нищими" родственниками, которые каждый год (а некоторые и сезон) покупали себе что-то новенькое.

Зависть

Рассматривать чужие покупки Людмила очень любила.

  • Ой, какие сапожки красивые. Они, наверное, как чугунный мост стоят?" - спрашивала она у племянницы. "
  • Да нет, всего тысяча рублей: я их в сетевом обувном магазине купила, на распродаже.

Людмила недоверчиво качала головой "мол, знаем мы ваши распродажи" и рассказывала потом соседкам, что "вон моей Маринке хахаль новые сапожки подарил, интересно, за какие заслуги". Экономия и сплетни вообще были главными в её жизни.

Она очень хотела поехать на море, но каждый раз говорила "В следующем году". Если посчитать, то последний раз она там была ещё в далёком 1964, с родителями, а ей самой тогда только исполнилось 9 лет. Она хорошо запомнила маленький, немного покосившийся домик, беседку, увитую виноградом, старенькую хозяйку, которая зачем-то всё время ругалась на куриц и гонялась за ними по всему саду. Тогда Людмила беззаботно носилась по южному посёлку на велосипеде, загорала на пляже, искала красивые камушки и верила в то, что мир состоит только из ярких красок.

Как-то родственники позвали её с собой на море: они ехали на машине, и у них было одно свободное место. Она даже начала собирать чемодан, но потом вспомнила, что довезти её довезут, а там ей придётся тратить свои, кровно заработанные денежки и отказалась. А потом неделю плакала в подушку. А потом с завистью слушала рассказы родных об отдыхе, смотрела фотографии и говорила "Да не больно-то мне на ваш юг и хотелось".

Она всю жизнь отложила на потом, на будущее. Она даже не знала, на что копит. Обычно, если люди затягивают пояса потуже и экономят на еде и одежде, то это означает, что у них есть какая-то большая цель, мечта.

Лично я, автор статьи, пару лет назад затянула пояс очень туго и копила, копила, копила... Нет, я не ограничила себя совсем во всём, просто вместо покупных солений я закрутила собственные банки с вкусняшками с огорода, продуктов покупала сразу на месяц, а одежды у меня и так было столько, что каждый день можно в новом образе на работу месяца три ходить. А копила я на дом своей мечты: у меня была квартира, но тот дом, который был в моей голове, стоил дороже, чем квартира и мне нужно было как-то собрать эту самую разницу.

Нужная сумма скопилась за год, и первое, что я сделала после покупки дома, это взяла мужа, детей и поехала отдыхать в мой любимый Крым. На целый месяц! И это было такое счастье, мы привезли оттуда столько эмоций - такие моменты бесценны, за них никакие деньги не жалко отдать.

Фото автора. Коктебель, Алые паруса.
Фото автора. Коктебель, Алые паруса.

Но вот Людмила не знала о том, какое удовольствие дарят покупки и осуществление мечты. Она просто была жадиной, скрягой, которая жила только ради того, чтобы копить, копить и копить.

Как жилось сыну Людмилы?

Игрушек маленькому Роману не покупали никаких. "Вон, дети во дворе в прятки играют, иди к ним. А игрушки - баловство". Он с завистью смотрел на ребят, которые играли в футбол новеньким мячом, хвастались новой матроской или шортиками, гоняли на великах по всему району, и втихаря курили украденные у папы сигареты.

Словами не передать, как он плакал по вечерам из-за того, что ему даже машинку самую простую игрушечную не покупают. Пять лет он ходил в одних и тех же брюках, а рубашки у него было три: две он носил каждый день, и одна на выход.

Если бы не сестра Людмилы, Надежда, мальчику совсем плохо пришлось бы. Надежда, мама двоих детей, жила небогато, но всё необходимое в их семье было: детям покупали фрукты зимой и витамины, отправляли в пионерские лагеря, на одежду тоже деньги находили.

Каждый год она забирала Романа вместе со своими детьми на всё лето на дачу, где он вволю ел ягоды, овощи и фрукты, плескался в пруду, гонял на подаренном ему дядей велосипеде (велосипед хранили на даче, чтобы Людмила не отняла и не продала).

Оттуда он приезжал светящийся, счастливый, но, стоило ему увидеть мать, как улыбка гасла и он снова становился бледной тенью, жутко боящейся матери. Кстати, алименты отец платил исправно, но все они шли на сберкнижку, а Роману с них даже на мороженое деньги не давали.

Так шло до 15 лет, пока Роман не закончил школу. И тут он принял самое верное решение: поступил в техникум в другом городе, и поселился там в общежитии. Отца попросил деньги отдавать лично ему, с матерью виделся раз в месяц, когда приезжал на выходные погостить.

Первое, что он купил со стипендии - мороженое и бидон кваса, половину которого выпил прямо возле бочки (кстати, с тех самых пор в его холодильнике всегда есть мороженое, которого ему так не хватало в детстве). А ещё через несколько месяцев купил велосипед, о котором мечтал десять лет. С того момента прошло почти 40 лет, а он каждый год, с апреля по октябрь ездит исключительно на велосипеде.

Родители, пожалуйста, покупайте детям то, о чём они мечтают!

Закончив техникум, он вернулся в родной город, но не стал жить с мамой, а временно поселился у отца. Устроился на завод на военное предприятие, нашёл девушку по душе, женился и переехал к ней, у них родилось трое детишек. А со временем ему и квартиру дали - словом, жизнь удалась.

Про мать все эти годы он не забывал: приезжал к ней каждые выходные, привозил продукты, покупал одежду и втихаря оставлял её на кровати (зная, что иначе она будет ругать его за расточительство), приносил лекарства и даже несколько раз отправлял в Турцию. Она бы и отказалась, но ей жаль было денег, потраченных на путёвку и она летела. А там жутко экономила, даже магнитик ни разу не привезла, а ела только то, что давали в отеле.

Заботиться он о ней заботился, но вот простить до конца так и не смог: стоит напомнить ему про детство, как он мрачнеет и замыкается в себе. Зато извлёк из этого урок: у его детей игрушек столько, что можно открывать собственный магазин, балует он их очень сильно. Но это легко понять, не правда ли?

Старость

Шли годы, Людмила старела, но не изменяла своему принципу и продолжала складывать деньги на книжку. Её не испугала даже денежная реформа 1998, когда многие россияне потеряли свои кровно заработанные. Она вновь начала копить.

В её шкафах за эти годы накопилось множество подаренных вещей, но сами шкафы остались прежними: как она принесла их с работы в далёком 1985 году, так они и стояли мёртвым грузом.

Питалась Людмила только яйцами, ряженкой и покупными пирожками. Готовить она никогда в жизни не умела, и в старости не научилась. Поэтому покупала себе на день четыре пирожка, банку ряженки и два яйца. И так каждый день.

Правда, она по-прежнему делала вылазки на огород сестры, и с удовольствием забирала не только свежие овощи, фрукты и ягоды, но и соления, которые запасливая Надежда делала каждый год в огромных количествах.

На семейных праздниках она тоже наедалась до отвала, а затем, стоило пропустить рюмочку-другую, сразу начинала учить собравшихся жизни, говоря о том, что "вот вы нищие потому, что на всякую ерунду тратите, а у меня на счету в банке огромная сумма лежит, и я богаче вас всех, вместе взятых". Родные не обращали внимания на её колкости - за долгие годы привыкли.

Чтобы ей не было так одиноко, хотели подарить котика, но она отказалась - на корм же деньги тратить надо, лучше уж она одна будет жить.

Чем всё закончилось?

И вот Людмила умерла. Тихо, незаметно, одна в пустой квартире. Её тело обнаружила соседка, с которой они каждый день ходили гулять вокруг дома.

Через несколько месяцев сын решил переехать в квартиру Людмилы. и начал разбирать вещи. Антресоли трёх пузатых шкафов были сверху донизу забиты новыми вещами: отрезы ткани, которые ей дарила мама, магнитофон и видеомагнитофон, вазы, море бытовой техники, гора кастрюль, сковородок и чайных сервизов и даже мультиварка в новенькой упаковке, которую сын дарил ей лет пять назад. Ничем из этого за долгие годы она так и не пользовалась.

И знаете что? Лично мне очень страшно и больно за неё. За долгие годы жизни она так и не поняла одного: деньги - только бумага. Да, эта бумага необходима, ведь она позволяет купить то, о чём ты мечтаешь, но и тогда, когда этих фантиков хватает только на самое необходимое, можно радоваться простым вещам, которые происходят с нами каждый день.

Какой смысл в том, что на твоём счету лежит 10 миллионов, если ты не можешь поехать на море, купить новенький велосипед или книгу любимого автора?

И знаете, рассказывая вам эту историю, я в очередной раз убедилась в том, что деньги не приносят счастья.

Счастье в мелочах: в улыбке детей и любимого человека, в том, что тебе принесли утром кофе в постель или подарили букет полевых цветов, в первой сорванной с куста, посаженного лично, ягодке, в прогулке на велосипедах за городом, в том, чтобы собраться всей семьей вечером у костра и общаться. жарить маршмеллоу на огне и говорить обо всём на свете.

Просто помните о том, что счастье - совсем не в деньгах, оно в мгновениях. Вот они и в самом деле бесценны.

С любовью, ваша совсем неэкономная, зато очень влюблённая в жизнь LAVanda