Найти тему

Памятники героизма и мужества: боевая слава Новокубанского района

Великая Отечественная война кровавым колесом прошла через Новокубанский район Краснодарского края, оставив на нашей земле места массовых захоронений и безымянных могил. У нас насчитывается порядка 80 мемориалов и захоронений, связанных с этой страницей нашей истории. Они есть как в каждом населенном пункте, так и в полях, на обочинах дорог.

Мемориал "Вечный огонь" в городе Новокубанске.
Мемориал "Вечный огонь" в городе Новокубанске.

Новокубанский краеведческий музей проводит для школьников и взрослых людей тематические экскурсии по памятным местам, связанные с Великой Отечественной войной. О том, какие памятники посещают туристы, и какие истории с ними связаны, нам рассказал директор новокубанского краеведческого музея Е.Л. Замореев:

Сколько у нас военных памятников?

Пожалуй никто точно не скажет, сколько у нас в Новокубанском районе находится памятников, посвященных Великой Отечественной войне.

А.М.Яковенко в Книгах памяти говорил о более 50 памятников. Фактически же у нас их порядка 80-ти. Почему такое разночтение? Дело в том, что в реестр управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края включены те памятники и монументы, которые имеют историческое значение, поставлены на месте фактических захоронений и братских могил.

Помимо этого у нас есть памятники, которые носят культурно-декоративный характер, как поклонные кресты, памятники в парках по случаю юбилейных дат Победы, где нет захоронений. Они не все учтены в этом перечне.

Последние серьезные мероприятия по сохранению памяти погибших в годы Великой Отечественной войны у нас проходили в х. Ляпино. Там в 2019 году в ходе поисковых работ были обнаружены останки бойцов Красной армии, которые погибли во время оборонительных боев в августе 1942 года.

Местные жители похоронили их во время оккупации, запомнив места могил. Но затем эти захоронения не были никак отмечены. А находились они в разных местах, в том числе в удалении от населенных пунктов, в полях или лесополосах.

Благодаря воспоминаниям старожилов эти могилы были найдены, а останки солдат перезахоронили в мемориал х. Ляпино.

Мемориал в х. Ляпино
Мемориал в х. Ляпино

В Новокубанске на старом городском кладбище по ул. Нева в Хуторке есть могила Героя Советского Союза Григория Семеновича Сидоренко. Во всех реестрах она значится как памятник, но по факту это просто могила.

Есть захоронения, которые находятся на кладбищах наших поселений, но не имеют отличительных черт. Это, как правило, могилы неизвестных солдат, за которыми ухаживают местные жители. Но они не значатся памятниками.

Сейчас в поселениях добавляют мемориальные комплексы и памятные знаки, связанные с теми историческими событиями.

Новокубанский краеведческий музей планирует составить карту памятников и захоронений, посвященных памяти погибших в годы Великой Отечественной войны, куда мы включим все такие памятные места.

Дороги славы и памяти

У нас есть экскурсионный маршрут по местам сражений и памятных мест в г. Новокубанске и его окрестностях, по которому мы возим учащихся наших общеобразовательных школ. Длится он примерно около трех часов.

Путешествие школьников начинается от мемориала Вечный огонь в центральном парке г. Новокубанска. Мы рассказываем о том когда и кем был установлен этот мемориал.

Кто похоронен у Вечного огня?

Первоначально на месте Вечного огня в городском парке Новокубанска в 1918 году были похоронены жертвы Гражданской войны. Это члены правления села Новокубанского, погибшие в годы лихолетья. А также красноармейцы новокубанцы, погибшие в боях под Усть-Лабинском. Предположительно тогда погибло 16 человек, которых привезли поездом и похоронили в ограде Иоанно-Богословской церкви, которая здесь раньше стояла.

В ходе Гражданской войны здесь были захоронены и другие погибшие. Имена большинства из них не дошли до наших дней. Но мы собираем материал об этих людях, ведем поисковую работу. Эта братская могила одиноко стояла в городском парке.

В ходе освобождения Новокубанска в январе 1943 года погибло несколько бойцов Красной армии: Константин Петрович Новочихин, лейтенант артиллерии Иван Тихонович Беспалов из Орловской области, Иван Дмитриевич Шапочка из Полтавской области. Их с почестями похоронили в братской могиле рядом с героями Гражданской войны.

В 1965 году в Новокубанске образовалось общество охраны памятников истории и культуры, активисты стали ходатайствовать перед государственными и партийными органами о сооружении единого памятника погибшим.

В 1972 году талантливый скульптор Георгий Михайлович Чайка создает мемориал-памятник: высокая стела в 5,5 метра, на которой в верхней части начертаны крупные цифры: 1918-1922, 1941-1945. Между ними пятиконечная звезда. На высоте в полтора метра укреплена мраморная доска с надписью “Здесь похоронены погибшие в годы Гражданской и Великой Отечественной войн”.

Рядом со стелой скульптор отлил из бетона барельеф 2,76 метровой высоты с изображением голов красноармейца, партизана и воина Советской армии - символизирующие эпохи борьбы за свободу Родины.

С этого же 1972 года горит вечный огонь, у подножия памятника ложатся цветы и венки.

В 1995 году прошла реконструкция памятника. У высокой стелы в полный рост стала скульптура советского солдата с каской в руке - символ отдания последней почести погибшим фронтовым товарищам. Автор этой скульптуры А.М. Горбатов.

С 2005 года мемориал прирастал новыми памятными знаками, которые посвящены героям Афганской войны, ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, скорбящим матерям.

На 70-летие Великой Победы здесь были установлены мемориальные плиты, на которых написаны имена свыше 1300 жителей г. Новокубанска, которые одни из первых ушли на фронт. Это выверенный список имен, которые можно было точно установить. Каждый год этот список пополняется

Всего же на фронт ушло более 8,5 тысяч жителей Новокубанского района. Если все их имена написать мелким шрифтом и нанести на плиты, то они будут опоясывать весь парк.

Каждый год к нам от родственников поступают новые имена фронтовиков новокубанцев. Но процедура внесения имен в эти списки строгая. Она предполагает обязательное наличие подтверждающих документов. Мы с огромным уважением относимся к памяти наших ветеранов, но вносить имена только со слов без подтверждения не можем.

Если у вас остались какие-то подтверждающие документы, письма, обрывки сводок и т.д., в которых указано что такой-то боец Красной армии воюет в таком-то воинском соединении, или призван на фронт Новокубанским военкоматом, это будет подтверждением ваших слов. На основании этих документов можно увековечивать память.

Также у мемориала Вечный огонь расположилась Аллея Героев – новокубанцев. Здесь на плитах записаны имена новокубанцев – Героев Советского Союза: Алексея Ивановича Беспятова, Ивана Степановича Колесникова, Николая Николаевича Вербина, Григория Семеновича Сидоренко, Алексея Григорьевича Родина, Николая Васильевича Оберемченко, Селиверста Евдокимовича Жогина, Павла Михайловича Кутепова, Николая Афанасьевича Михайлашева, Федора Исаевича Саркисова (Саркисяна), Ивана Игнатьевича Тишкуна, Георгия Николаевича Харламова.

А также двух полных кавалеров орденов Славы: Александра Ивановича Кирьянова и Федора Тихоновича Данчева.

После осмотра мемориала Вечный огонь участники экскурсии посещают зал «Военной славы» новокубанского краеведческого музея, посвященный Великой Отечественной войне. Здесь экскурсовод рассказывает о ратных подвигах новокубанцев, о том, что происходило у нас в районе во время оккупации, как происходило освобождение.

Затем участники экскурсии отправляются по автомобильному маршруту.

Концлагерь для военнопленных

Следующий мемориал, который посещают участники экскурсии, находится на месте концентрационного лагеря на объездной дороге в Новокубанске. Здесь была молочно-товарная ферма. Немцы использовали корпуса этой фермы под содержание военнопленных, подпольщиков и партизан, которых они здесь поймали за период оккупации.

Памятник на месте концлагеря в г. Новокубанске.
Памятник на месте концлагеря в г. Новокубанске.

Люди содержались в скотских условиях, кормили их крайне плохо, морили голодом, пытали.

Когда 389-стрелковая дивизия Героя Советского Союза полковника Л.А. Колобова освобождала Новокубанск 25 января 1943 года, солдаты вошли в этот лагерь. Они увидели там два барака, один из которых доверху был наполнен телами людей, погибших от голода, ран и холода. Они нашли единственного еще живого человека. Он уже не мог ничего говорить и умер у них на руках.

Всего были найдены тела 330 человек. Все погибли.

Информации об этих людях нет, неизвестны их имена, документов никаких нет. Есть предположение, что там погибло гораздо больше человек, но места возможных захоронений не обнаружены.

Стали известны новые подробности о том, кто погиб в концлагере села Новокубанского. Об этом читайте здесь.

Могила безымянных разведчиков

Потом экскурсия направляется на ул. Паромную, где находится памятник десяти безымянным разведчикам, погибшим при освобождении Новокубанска в январе 1943 года.

Памятник десяти безымянным разведчикам, погибшим при освобождении Новокубанска в январе 1943 года.
Памятник десяти безымянным разведчикам, погибшим при освобождении Новокубанска в январе 1943 года.

Мнения людей о событиях, связанных с гибелью этих разведчиков, расходятся, но мы придерживаемся тех данных, которые записал со слов очевидцев житель Новокубанска, краевед, внештатный корреспондент газеты «Свет маяков» С.В. Полевой.

По его информации, в километре от ул. Паромной находились склады и сараи овощеводческой бригады и п. Пригородный. За несколько дней до освобождения нашего района разведчики перешли по льду реку Кубань с правого берега и вышли к этой бригаде.

Немцы их выследили и в бригаде устроили засаду. Когда разведчики поняли, что попали в западню, они приняли бой и все погибли.

Но ни в документах, ни в книге воспоминаний о боевом пути 389-й стрелковой дивизии, которая освобождала Новокубанск, нет информации об этих разведчиках и об этом бое.

Есть предположение, что это были разведчики 9-й армии, которая освобождала ст. Прочноокопскую и шла по правому высокому берегу реки Кубань. Возможно, это были разведчики от подпольщиков и партизан, которые действовали в то время. Это неизвестно. Люди были без опознавательных знаков.

Когда Новокубанск освободили, местные жители добрались до этого места, и им открылась страшная картина: изуродованные тела десяти бойцов. Видно фашисты издевались над трупами погибших.

Женщины и подростки погрузили тела на бричку, привезли их к конторе на ул. Паромной и там похоронили.

Фортштадтский мемориал

Дальше наш путь лежит на Фортштадт, Стрижибкину гору, где находится мемориальный комплекс и часовня Александра Невского. Там замечательная артиллерийская выставка, которая интересна детям.

Фортштадтский мемориал.
Фортштадтский мемориал.

Мы рассказываем о боевых сражениях, которые развернулись здесь при обороне Кубани в августе 1942 года. На этой высоте стояли наши зенитчики, которые вели бой с врагом, сбивали самолеты, а потом, когда подошли фашисты, прямой наводкой били по танкам.

Остатки тех зенитных орудий остались до наших дней. Также там находятся и другие военные экспонаты. Воинских захоронений времен Великой Отечественной войны на этом месте нет.

Кубанская Хатынь

Затем мы едем на мемориал, установленный на месте массовых казней мирных жителей – нашу кубанскую Хатынь в районе Красной поляны. Здесь было убито 6680 мирных жителей г. Армавира, Новокубанского и других окрестных районов, расстрелянных и замученных фашистскими оккупантами с августа 1942 года по январь 1943 года.

Мемориал, установленный на месте массовых казней мирных жителей  в районе Красной поляны. Здесь было убито 6680 мирных жителей г. Армавира, Новокубанского и других окрестных районов.
Мемориал, установленный на месте массовых казней мирных жителей в районе Красной поляны. Здесь было убито 6680 мирных жителей г. Армавира, Новокубанского и других окрестных районов.

Считается, что на юго-востоке Кубани это самое большое захоронение людей, погибших в годы Великой Отечественной войны. До недавнего времени здесь стоял скромный обелиск. Но по просьбам ветеранов и общественности к 70-летию Победы был установлен новый мемориал, достойный этого памятного места.

Здесь в противотанковом рву, который был построен для обороны Армавира, производились расстрелы партизан, подпольщиков, семей партработников, евреев, подозреваемых в подпольной деятельности, нарушавших установленные новые порядки, как взрослых, так и детей. Даже дети, эвакуированные на Кубань из блокадного Ленинграда, подлежали уничтожению.

Здесь же применялись так называемые душегубки, когда выхлопные газы машины выводились в кузов, где находились люди. Пока машина доезжала с арестованными до рва, люди умирали от удушья.

Это страшное место наглядно опровергает те встречающиеся домыслы, что якобы на Кубани мирное население не страдало от фашистов так, как в других оккупированных областях России.

Есть акт государственной комиссии «О причинении ущерба и злодеяниям немецко-фашистских захватчиков». В нем говорится о том, что по результатам раскопок, которые производились 23 января, 11 и 12 августа 1943 года, по рассказам очевидцев и замерам частей противотанкового рва установлено:

Ров на протяжении 83,5 метров по ширине 5 метров был заполнен трупами зверски замученных советских граждан. Трупы лежали в свалку без прослойки земли в 16 рядов по ширине и 10 по высоте. Большинство трупов были раздеты. Изуродованы лица, связаны руки и ноги. Расстреливали из пулеметов и автоматов. Многие без огнестрельных ранений. Значит, они были добиты, либо заживо погребены.

Палачи не ушли от справедливого возмездия. Один из местных карателей летом 1943 года по решению военного трибунала был повешен в центре Армавира при большом стечении горожан. Как рассказывали очевидцы, если бы не оцепление из военных, люди бы разорвали карателя на части.

Суд над другими палачами мирных граждан, которых разыскивали в течение нескольких лет, состоялся в Краснодаре в 1969 году. Ход заседания этого военного трибунала заснял на кинопленку будущий мэтр кубанской журналистики Владимир Рунов. Копия этой записи хранится в Армавире. На ней запечатлены выступления многочисленных свидетелей.

Среди них – молодой житель Армавира, который после войны работал на «Армалите». Двенадцатилетним мальчишкой он угодил в душегубку, но чудом остался жив. Спасла его смекалка – он помочился на рубашку и дышал через нее в машине смерти. Вместе с трупами людей его вывалили в противотанковый ров. Ночью ему удалось убежать домой.

Состоявшийся трибунал вынес палачам мирных граждан высшую меру наказания.

В зависимости от возраста наших посетителей мы можем добавлять к маршруту посещение дополнительных объектов.

Будет карта памятников

Мемориалы, перечисленные в нашем экскурсионном маршруте, не единственные, которые представляют интерес. Мы готовы показывать людям и другие памятники.

У нас есть цикл видеопубликаций под названием «Не проходите мимо обелисков». Это часть федерального проекта - информация о памятных местах, могилах и мемориальных комплексах на территории нашего района. Мы в рамках этого проекта ежемесячно снимаем материал о каких-то памятных местах, обелисках, могилах и захоронениях.

Есть у нас видеоролик о захоронении на железнодорожной станции Кубанской. Здесь похоронены рядовые Пелагея Савельевна Драгина и Илья Григорьевич Привалов, погибшие 25 января 1943 при освобождении Новокубанска.

В апрельском выпуске мы рассказывали о военнослужащих, которые захоронены в большой братской могиле на старом хуторском кладбище по ул. Нева.

А.М. Яковенко составил списки 10-ти погибших бойцов Красной Армии, которые здесь похоронены. Судя по всему эти люди проходили лечение в передвижных железнодорожных госпиталях. Так как по документам бойцы умерли или погибли в период с 1943 по 1944 годы не на Кубани. Видно железнодорожные госпитали, проезжая, оставляли здесь хоронить умерших бойцов.

На территории Новокубанска было несколько госпиталей. Во время лечения здесь умирали военнослужащие, которых хоронили на наших кладбищах. В том числе у нас лечили и военнопленных немцев, румын, венгров и т.д. которых хоронили отдельно (известно о двух таких кладбищах) в Новокубанске.

Делали мы видеоматериал о памятнике неизвестному бойцу Красной армии в ст. Прочноокопской. Он участвовал в освобождении станицы, был ополченцем, потому что у него не было ни отличительных знаков, ни документов.

Солдат получил смертельное ранение. Его подобрали женщины-станичницы, пытались выходить. Но он в тяжелых муках скончался. Дополнительную информацию о нем мы почерпнули со слов женщины, которая маленькой девочкой вместе с мамой выхаживала этого солдата. Она вспомнила такой момент. Когда солдат умирал, мать наклонилась к нему и спросила: «Как тебя зовут, сынок?». Он ответил: «Василий». Больше нам об этом солдате ничего неизвестно.

Памятник этот очень красивый, за ним ухаживают местные жители.

Много памятных мест у нас в Ляпинском поселении. Как рассказывали старожилы, в тех местах в августе 1942 г. шли тяжелые бои, которые вели отступающие части Красной армии. В окрестностях х. Ляпино и Камышевахи может лежать много неизвестных погибших бойцов.

Например, в те дни в Камышеваху зашел небольшой отряд бойцов, которые сказали местным жителям, что будут задерживать немцев, насколько получится. Они предупредили жителей, чтобы те укрылись в лесополосах. Когда женщины вернулись через сутки домой, они нашли убитых как с нашей, так и с немецкой стороны и похоронили погибших.

Это те самые бойцы, которых потом нашли в ходе поисковых работ и похоронили у мемориала в х. Ляпино.

Тогда была тяжелая ситуация. У бойцов не хватало оружия, не было командования и координации действий. Возможно, по территории нашего района еще остались лежать неизвестные солдаты, погибшие тогда в боях при отступлении. Но это все версии, точной информации нет.

У нас очень интересные памятники в Бесскорбненском и Советском поселениях. Интересную летную историю хранят памятники Новосельского поселения. Есть захоронения военных лет в п. Восход, х. Комсомольском, с. Ковалевском и других населенных пунктах. У каждого из них своя история.

Чтобы сохранить память о каждом из этих мемориалов, мы составим карту памятников Новокубанского района.

Записал С. Шептун (опубликовано в газете "Свет маяков")

Фото из архива Ирины Зенцовой, Александра Кузьмина, Сергея Шептуна.