Найти тему
Фантастика сегодня

Что стало бы с советской фантастикой (сохранись Советский Союз)?

Оглавление

Конечно, на этот вопрос невозможен. Ну, то есть совершенно. Но фантазировать-то мы можем! Так что весь нижеследующий текст — это всего лишь вольные размышления автора о возможном развитии тенденций, набиравших популярность в последние годы существования Советского Союза. Надеяться на то, что автор может учесть все факторы и заметил все направления развития не стоит. Хорошо будет, если ему удалось хотя бы дать вам пишу для собственных размышлений. А так же повод взглянуть на современную фантастику новыми глазами.

Итак, давайте попробуем представить себе, что Советский Союз продолжил своё существование и (вот уж действительно фантастика!) он развивался по тому же направлению, что и в предыдущие годы. Какие тенденции могли бы получить своё развитие.

Коллективная технократия

"Звездный инспектор" - одна из попыток изобразить эпоху массового освоения космоса
"Звездный инспектор" - одна из попыток изобразить эпоху массового освоения космоса

Ещё со времен сталинской индустриализации СССР в основу своего преуспевания полагал два фактора — передовую (не будем сейчас спорить о том, насколько это верно) идеологию и технический прогресс. Но если в 50-е и 60-е в фантастике работа учёных и инженеров была представлена схематически, то широкий доступ к высшему образованию и огромное количество людей, работающих в производстве сделали понимание работы «научников» и «производственников» более глубоким. Это отразилось и на художественных образах. «Иду на грозу» Даниила Гранина, «Девять дней одного года» Ромма — это работы реалистов, лишь заложившие тенденцию, подхваченную фантастами, хотя бы и теми же Стругацкими в повестях «Понедельник начинается в субботу» и «За миллиард лет до конца света». Представление о том, что прогресс — явление комплексное, что одно только изобретение или открытие радикально жизнь человека не меняет, что для развития индустрии требуется работа по множеству направлений от материаловедения до организации производства, постепенно охватывая умы писателей должны были привести к тому, что появился бы роман-эпопея, показывающий широкую картину строительства нового мира. Если у многих фантастов от Жюля Верна до Беляева мир менял учёный-одиночка, то уже в шестидесятые картина меняется и мы видим, что постепенно героем, двигающим прогресс становится коллектив. Эта тенденция не проявилась в полной мере, хотя то, что она должна была рано или поздно кристаллизоваться в каком-то произведении, очевидно, тем более, что мы знаем — в последующие годы наука становилась коллективным трудом всё в большей степени.

И уж тем более такая идея была бы востребована в коллективистском СССР.

Обратная сторона прогресса

"Через тернии к звёздам" - первый в человеческой истории полнометражный художественный фильм на экологическую тему
"Через тернии к звёздам" - первый в человеческой истории полнометражный художественный фильм на экологическую тему

Одно из самых ранних произведений поздней советской фантастики — дилогия Сергея Павлова «Лунная радуга». Сейчас трудно найти этому подтверждения, поскольку официальной прессы, отражавшей жизнь НФ-фэндома просто не существовала, но те люди, которые общались с соратниками по увлечению подтвердят, что «Лунная радуга» произвела впечатление разорвавшейся бомбы: убедительно нарисованный мир, наполненный множеством деталей, приключенческий сюжет, одновременно являющийся производственной драмой, а в дополнении к этому — идея о том, что Внеземелье изменит человека в той же степени, что и человек изменит Внеземелье. А может быть, даже и в большей.

Если вспомнить так же ленту «Через тернии к звёздам» Ричарда Викторова, создавшего это произведение в соавторстве с Киром Булычёвым, а так же ряд других произведений, то можно смело предположить — одной из важных тем стало бы тревожное ожидание расплаты за стремительный рост технических возможностей человечества. В какой-то момент кто-то из фантастов должен был бы предложить книгу, в которой идея нейтрализации последствий прогресса должна была бы стать центральной. Тем более, что сама по себе такая идея уже была высказана, правда «впроброс» - Стругацкими, которые упоминают цивилизацию Тагоры.

Сверхвозможности

"Петля Ориона" - как говорят, киноизложение рериховской мифологии
"Петля Ориона" - как говорят, киноизложение рериховской мифологии

Сама по себе идея супергероев в том виде, в которой нам её предлагают Marvel и DC в советском союзе, конечно, реализоваться не могла. Но в литературе так или иначе проявлялся чрезвычайный интерес советского обывателя к теме «экстрасенсов», т. е. Людей с некими незаурядными способностями. Об этом писали в «Науке и жизни», в «Технике молодежи», об этом снимали целые программы в «Очевидном-невероятном». Примеров из фантастики не счесть — хотя бы тот же Ричард Викторов наделяет космонавтов «Астры» телекинетическими способностями, как и инопланетянку Нию. Различная эзотерика, связанная с исследованиями «экстрасенсорных способностей» так же прорывалась на экраны — мне приходилось слышать мнение, что фильм «Петля Ориона» являлась неким парафразом на идеи, изложенные в рериховской «Живой этике» или же в мире, связанным с Агни-йогой. Насколько это верно — судить не берусь, нам важно то, что сама по себе эта тема — сврехвозможностей человека — так или иначе занимала умы людей позднесоветского прошлого и должна была стать одной из важных тем, случись советской фантастике продолжить свое развитие.

Дети сами по себе

"Гостья из будущего" - самый популярный из фильмов, пропагандирующих идею "взрослые не нужны"
"Гостья из будущего" - самый популярный из фильмов, пропагандирующих идею "взрослые не нужны"

Удивительным образом одной из важных особенностей поздней советской фантастики становился отрыв детей от взрослых. Ребенок как главный герой фантастического произведения существовал в жанре чуть ли не с самого момента появления НФ. Но обычно необходимость пятнадцатилетнему подростку занять место капитана обуславливалась обстоятельствами. Равно как и в фантастике мы можем найти своих Диков Сэндов. Но в позднюю советскую эпоху намечается одна занятная линия — дети действуют самостоятельно при том, что взрослые находятся с ними рядом. Алиса Селезнёва, отправляющаяся в прошлое, зная, что это категорически запрещено, герои дилогии Ричарда Викторова «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», ребята из «Приключений Электроника» - все они живут и решают свои проблемы параллельно миру взрослых, который им не очень-то интересен, а подчас и враждебен. Можно ли сказать, что эта идея пришла впервые из «Гадких лебедей» Стругацких или она была продиктована самой жизнью, которая становилась для подростка всё более безопасной и потому провоцировала его на раннюю самостоятельность — тут сказать трудно. Тут надо понимать некие более глубокие вещи о советской социологии, в которой были и пионерские лагеря и начавшие формироваться подростковые банды. Но в фантастике эта идея присутствовала вне всяких сомнений и она, скорее всего, получила бы свое развитие.

-5

Кстати, мы у себя в сообществе «Фантастика сегодня» неоднократно высказывали мысль о том, что советская фантастика могла бы развиваться и сейчас. В иных формах, конечно. Это была бы некая «Новая Советская Фантастика», о чём мы, например, говорили на одном из недавних стримов с участниками проекта Мир Зари. Кстати, если хотите обсудить эту и другие фантастические идеи, новости жанра и жизнь фэндома — приходите к нам в ВК, участвуйте в стримах, предлагайте свои идеи! С вами будет интереснее!