Этим материалом я продолжаю цикл лекций о характерах. Моя задача – познакомить вас с основными типами, чтобы вы могли провести самодиагностику, обнаружить у себя те или иные черты и лучше разобраться в себе.
Итак, переходим к следующему типу характера – параноидному. Сразу предупрежу: понять его будет сложнее, чем шизоида. Таким становится ребёнок, который рос в критичной и требовательной семье, тот, у кого не было возможности проявлять свои чувства и желания, а ведь это базовое условие для того, чтобы расти здоровым или хотя бы скомпенсированным.
Выросшему в параноидного взрослого ребёнку нельзя было проявлять те чувства, которые в его семье считались негативными – гнев, зависть, страх, вожделение, жадность, ревность – а ещё он, как я уже сказала, рос в жёсткой критикующей среде. Когда ему случалось испытывать какое-либо из «запрещённых» переживаний, ему тут же сообщали, что это плохо.
Кроме того, ребёнку транслировали мысль, что его чувства могут обладать некой магической разрушительной силой: «Вот ты вчера на меня обиделся – и я заболела», «Вот ты на птичку посмотрел – и она умерла», «Вот ты позавидовал своему другу – теперь смотри, что с ним случилось».
Мораторий на чувства
Конечно, это не так, и у всех нас есть право абсолютно на любые чувства, однако ребёнку, который рос в такой токсичной среде, сообщали, что он не вправе не только выражать, но и испытывать эти эмоции. А чувствовать обиду на маму, веря, что она от этой обиды умрёт, – такого не выдержит ни один ребёнок, да и взрослый тоже. Что в результате начинает делать параноид со своими «негативными» чувствами? Он начинает их проецировать.
То чувство, которое испытывает он сам, параноид «помещает» в другого человека: к примеру, считает, что тот на него обиделся, хотя обиделся он сам. Или, считая себя не вправе злиться, начинает проецировать это чувство на весь мир, и мир от этого становится враждебным, а сам человек – подозрительным. Параноид наделяет мир всеми теми чертами, которые не может признать в себе: например, строит отношения с миром как с агрессивным, потому что в себе агрессию не признаёт. Отсюда и ощущение враждебности, и постоянный поиск подтверждений того, что человека обманывают.
Недавний пример из моей практики: параноидная мама, которая запрещает дочери выходить замуж, потому что семья мужа якобы отберёт у неё квартиру. Она настаивает на том, чтобы дочь жила с партнёром, не расписываясь. Мама проецирует собственную злость на потенциального свёкра дочери, считает его враждебным, угрожающим, манипулирующим, приписывает ему злые намерения по отношению к девушке.
«Я же говорил!»
Часто возникает не просто проекция, а проективная идентификация. Когда параноид считает вас враждебным (например, уверен, что вы к нему холодны, или скучаете рядом с ним, или злитесь на него), то и ведёт себя таким образом, чтобы вы действительно начали ощущать враждебность по отношению к нему.
Например, одна из подруг говорит другой: «Ты вообще меня ни во что не ставишь! Ты меня не любишь, я тебе не важна!» Другая отвечает: «Да важна ты мне, я люблю тебя, мы же проводим с тобой время – например, прямо сейчас», – но слышит в ответ лишь упрёки. Рано или поздно чаша терпения второй подруги, скорее всего, переполнится, и она скажет: «Знаешь, что? С меня хватит! Ты абсолютно права!»
Кроме того, часто в семье, где растёт будущий параноид, запрещаются и позитивные эмоции тоже – например, нежные чувства к представителям своего пола, особенно если речь о мальчиках. Потому что, когда мальчику нравится девочка – это, вроде бы, нормально, но как быть, если ему нравится мальчик? Если ребёнок, собираясь в садик, радостно говорит: «Ой, меня там Славка ждёт! Я ему конфету несу!» – в агрессивной жёсткой семье это может маркироваться как нечто ненормальное, и поэтому параноиды довольно часто становятся гомофобами.
Механизм прост: параноид испытывает потребность в общении с другим мужчиной («Он мне нравится, я хочу с ним дружить, он интересный»), но это «запрещённое» чувство, так что параноид проецирует его на другого и приписывает ему «нездоровый интерес» к собственной персоне. И эти проекции бывают достаточно опасными. Так, параноидами были и Ли Харви Освальд (единственный официальный подозреваемый в убийстве президента Кеннеди), и Сталин, и все мы знаем, чем это закончилось.
О том, как распознать в себе параноида и как вести себя с близким с таким типом характера, мы поговорим в следующий раз.
Смотреть лекцию целиком:
Все авторские материалы представлены на сайте: anastasiadolganova.ru