И по сей день эта игрушка остается одной из самых любимых в коллекции девочек.
Кукла — самая любимая игрушка любой девочки! И наверняка каждая из вас, дорогие читательницы, вспомнит свою самую-самую — ту, с которой в обнимку засыпали и которой доверяли свои секреты, которой шили платья и давали звучные заморские имена. А ведь кукла имеет длинную историю…
Куклы использовались жрецами древних культов в проведении ритуалов и мистерий, посвященных Осирису, а позднее из объекта поклонения они переместились на сцену народных театров.
В Древнем Риме кукольные представления получили широкое распространение и были призваны высмеивать человеческие пороки и несовершенства. Куклы все более преображались, их облик все более приближался к человеческому.
В средневековой Европе в период господствующего католицизма создание кукол было порицаемо церковью, ибо считалось кощунственным искажение человеческого образа.
Кроме того, ваяния в форме человеческого тела широко использовались колдунами и ведьмами для проведения своих разрушительных ритуалов.
Во Франции стали создаваться первые куклы-манекены, призванные демонстрировать наряды.
Во второй половине XVII века французы создают прекрасных пандор. Эти среднего размера фарфоровые куклы, чьи пропорции соответствовали пропорциям взрослой женщины, обладали целым гардеробом шикарных нарядов и аксессуаров. Вот уж была роскошная игрушка! Разумеется, никакой сакральной роли такая красотка уже не играла…
Промышленная Европа середины XVIII века была охвачена новой тенденцией — созданием механических кукол. Известные французские мастера стремились в своих работах придать куклам буквально человеческие черты и использовать все достижения технического прогресса.
Механические куклы «Музыкантша», «Писарь» и «Рисовальщик» Пьера Жаке Дро получили всемирную известность и по сей день вызывают неподдельный интерес публики, относящейся к этим игрушкам как к настоящим произведениям искусства...
Русский след
Кустарные куклы для забавы стали делать в России с XVI века, но вплоть до XVIII столетия даже дети из богатых семей играли деревянными и тряпичными болванчиками. Уже появившиеся в то время куклы из фарфора стоили очень дорого.
В России, к примеру, детям из царской семьи таких кукол давали только по праздникам. Период правления Петра I был веком реформ. Это коснулось и кукольного ремесла.
Из Голландии в Россию были приглашены мастерицы, которые научили русских монахинь собирать фарфоровые детали, открыли секреты папье-маше.
Тело, ручки и ножки изготавливались вручную, а головки, представляющие наибольшую сложность в создании, выполнялись на частном фарфоровом заводе семьи Бенуа в Санкт- Петербурге.
После Февральской революции искусство изготовления кукол
пошло на спад. Это связано во многом с развитием фабричного производства кукол. Они стали серийной фабричной продукцией, оказались лишены уникальности и индивидуального характера…
Ближе к концу XX века интерес к куклам ручной работы снова возрастает. Вновь зарождается тенденция к коллекционированию редких, уникальных работ, которая достигает своего апогея в наши дни.
Огромное разнообразие материалов для изготовления кукол практически любому человеку позволяет освоить это искусство, однако истинных мастеров, создающих шедевры, по-прежнему немного.
Их куклы выглядят абсолютно натуралистично, каждая деталь отточена и выверена до совершенства, каждая мельчайшая складка одежды свидетельствует о многодневном кропотливом труде мастера.
В такую куклу невозможно не влюбиться, и даже если вы не являетесь коллекционером и вообще в принципе далеки от волшебного мира этих игрушек, вы все же едва ли сможете взглянуть на такую работу без восхищения!