В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом. Часть 45.
Все самые интересные и красивые места, не выходя из машины!
2 месяца в пути. 18 000 километров автодорог.
10 000 остановок. 30 000 фотографий.
6 часовых поясов. 6 федеральных округов. 20 регионов России.
Все реки. Все стелы областей, районов, городов.
Все города, через которые проходит трасса, и все посёлки на обочинах дорог.
В этой части:
Автодорога: Региональная автодорога 63Р-00002 Ровное – Энгельс – Пугачёв – Николаевка (часть бывшей автодороги Р226 Волгоград – Энгельс – Пугачёв – Самара).
Участок маршрута: Ивантеевка – Знаменский – Николаевка.
Расстояние маршрута: 35 км.
Федеральный округ: Приволжский федеральный округ.
Регион: Саратовская область.
Административный район: Ивантеевский район.
Географический (природный) район: Восточно-Европейская равнина (Русская равнина).
Природно-географическая зона: Поволжье.
Часть природно-географической зоны: Нижнее Поволжье.
Обширная составная часть природного района: Заволжье.
Подраздел обширной составной части природного района: Сыртовое Заволжье.
Рельеф местности: Западные отроги Общего Сырта.
Часть рельефа местности: Каменный Сырт.
Часовой пояс (время по отношению к московскому): + 1 час.
= на всех фотографиях время московское, часы не переводил =
День в пути: 4-й день.
Стела «Ивантеевский район» (трасса Р226, 640-й км).
После Пугачёвского района по трассе Р226 мы въезжаем на территорию Ивантеевского района – последнего в Саратовской области на нашем пути. В этой статье мы проедем его целиком, благо что ехать тут всего 40 км, и таким образом посвятим описанию Саратовской области уже 19-ю часть моего рассказа из 45-и, написанных на сегодняшний день, а стало быть, об этом поволжском регионе за всё это время мы смогли узнать много нового, интересного и необычного, и какие-то впечатления и ассоциации составить и оставить о нём для себя, поделившись ими с вами. Как говорится на сайте особо охраняемых природных территорий Саратовской области, Ивантеевский район расположен на крайнем севере саратовского левобережья, и если насчёт последних двух слов с ними ещё можно согласиться, то вот по поводу «крайнего севера» авторы сайта явно перестарались с подбором понятия – до Северного полярного круга отсюда всё-таки ещё далековато.
Овраг Большая Малиниха (трасса Р226, 642-й км).
Ивантеевский район начинается с отметки примерно 110-120 метров высоты над уровнем моря (наверное, имеется в виду уровень одного из морей Северного Ледовитого океана), и здесь, на пологоволнистой равнине сыртового плато, взобравшись по трассе Р226 на вершину Каменного Сырта, мы можем увидеть немало оврагов, на одном из которых, а именно в овраге Большая Малиниха, если верить его названию, произрастает достаточно крупная малина, а, судя по фотографии, она ещё и фиолетового цвета.
Мышиный горошек (трасса Р226, 643-й км).
Однако, если рассмотреть это растение поближе, то мы увидим, что никакая это не малина, а самый что ни на есть горошек, правда, не съедобный, а мышиный, он же Вика – внимательные читатели наверняка помнят, что такие сорняки мы уже видели рядом с Саратовским каналом имени Е.Е.Алексеевского, а невнимательным хочу напомнить, что его семена ядовитые, и поэтому, даже если вы уже сильно проголодались, пробовать их не стоит, лучше всё-таки доехать до ближайшего кафе и пообедать там.
Поворот в село Ивантеевка (трасса Р226, 645-й км).
Райцентром Ивантеевского района является село Ивантеевка, которое трасса Р226 обходит стороной, но при желании можно проехать и прямо сквозь него – расстояние получится примерно то же самое. С трассы можно повернуть в Ивантеевку аж четыре раза, плюс ещё пару раз по местным грунтовкам, так что если вдруг пропустите первый поворот, у вас ещё будет время подумать.
Справа от автодороги рядом с первым поворотом в Ивантеевку ровную поверхность поля нарушает небольшой холмик явно рукотворного происхождения, наверняка скрывающий под собой какой-нибудь засекреченный бункер или шахтную пусковую установку для запуска межконтинентальной баллистической ракеты. Вон, даже специальная радиовышка к этому холмику прилагается. Информации в интернете по этому объекту нет совсем, поэтому если следующая часть моего рассказа выпущена не будет, значит можете быть уверенными, что я раскрыл секретные материалы и за мной уже приехали.
Трасса Р226 Волгоград – Энгельс – Пугачёв – Самара, 647-й км.
Решив не заезжать в Ивантеевку, мы продолжаем наш путь прямо, и здесь, спускаясь с сыртового плато Каменного Сырта в долину реки Чернава, преодолеваем перепад высот, составляющий примерно 70 метров.
Овраг Красная Круча (трасса Р226, 647-й км).
Слева от дороги параллельно спуску протянулся овраг Красная Круча, отделяющий трассу Р226 от Ивантеевки. Вдалеке, за полосой деревьев, можно разглядеть купола нового храма Троицы Живоначальной, который, правда, лучше будет видно, если всё-таки поехать через само село, ну а мы те временем просто полюбуемся местными пейзажами.
Река Чернава (трасса Р226, 649-й км).
Спустившись к реке Чернава, мы проползаем по разбитому мосту, спотыкаясь о камни и проваливаясь в многочисленные ямы, спрятанные в лужах, наполненных дождевой водой. Дороги в Ивантеевском районе ничем не лучше дорог предыдущего Пугачёвского района, об их ужасном качестве вам расскажет каждый, кто хоть раз проезжал по этой трассе. Тяжёлые грузовики аккуратно переваливаются по мостику через реку Чернава со скоростью, не превышающей человеческий шаг, грузовики полегче – полегче. По всему мосту рассыпана щебёнка и какие-то камушки – это Каменный Сырт, детка!
Река Чернава берёт своё начало на северо-восточной окраине Ивантеевского района, у самой границы с Самарской областью, и, протекая преимущественно в юго-западном направлении, спустя 75 км впадает в реку Малый Иргиз на краю села Ивантеевка. Для засушливого климата Сыртового Заволжья небольшая речка Чернава выглядит достаточно широкой, поэтому не удивительно, что большинство окрестных сёл удачно расположились именно у её берегов.
Повороты в сёла Ивантеевка и Ивановка (трасса Р226, 650-й км).
Вскоре после моста через реку Чернава трасса Р226 пересекает дорогу, ведущую из Ивантеевки в Ивановку и дальше до ж/д станции «Клевенка». Если бы какой-то недобросовестный водитель не снёс часть указателя поворотов в эти сёла, то вместо непонятных Зантеевка / Зановка мы увидели бы прикольный знак Ивантеевка / Ивановка с двумя Иванами на одной табличке. Видно, кто-то погнался здесь за двумя Иванами сразу, да и поймал обоих. В отличие от Ивантеевки, основанной в 1768 году раскольниками и беглыми крестьянами из центральных губерний России как поселение Козловка, точной даты образования села Ивановка не сохранилось – ориентировочно, переселенцы из центральной России появились там на рубеже XVIII-XIX веков, организовав небольшие посёлки Ломовка, Семёновка и Дурновка, вскоре объединённые под одним общим названием Тухловка (спасибо реке Чернава, пересыхающей летом в виде плёсов, издающих неприятный запах), а затем, после приезда инженера Ивана Иванова, замерившего землю между крестьянами и тем самым решив их многолетние конфликты, село получило уже своё современное название Ивановка. Интересно, что в 1928 году, в момент образования Ивантеевского района, Ивановка была довольно крупным селом и даже рассматривалась в роли районного центра, но в итоге выбор сделали всё же в пользу Ивантеевки.
Поворот в село Чернава (трасса Р226, 652-й км).
На следующем перекрёстке, пересекающем дорогу, ведущую из Ивантеевки, названной на указателе почему-то как населённый пункт «АГЗС-Пропан», в село Чернава, рядом с которым находится одно из многочисленных месторождений нефти в регионе, и дальше до посёлка Восточный, где и берёт своё начало река Чернава, можно заметить указатель поворота «Вавилов Дол 9 → ». Правда никакого посёлка через 9 км, если свернуть направо, вы не обнаружите, потому что так называется урочище, расположенное в лесистом овраге Вавилов, где находится святой источник Святителя Николая Чудотворца с купелью, колодцем и несколькими часовнями, являющийся одной из наиболее известных и почитаемых православными святынь Саратовской области. По легенде, давным-давно, спустившись с небес, там ушёл под землю нерукотворный храм, который в конце всех времён поднимется вновь, и тогда привычный нам мир исчезнет навсегда. Пойманный и ослеплённый по поручению Петра I лютый разбойник Вавила, раскаявшись и придя к вере, нашёл этот подземный монастырь и вывел святую воду на поверхность. Тысячи верующих ежегодно посещают урочище Вавилов Дол, которое к тому же является памятником природы, и хотя только регионального значения, от этого вряд ли оно менее интересное и загадочное, ну а мы, как обычно, узнав об очередном, достойном посещения месте, только вернувшись домой, продолжили здесь наше движение прямо.
Спуск в посёлок Знаменский (трасса Р226, 657-й км).
Объехав Ивантеевку и оставив без внимания четвёртый, последний поворот в это село, а точнее выезд из него в сторону Самары, решив, что хватит с нас и предыдущих трёх, мы направились прямиком к следующему населённому пункту – посёлку Знаменский. Издалека видно, что он расположен как бы в низине, после которой трасса Р226 уходит круто вверх, резко набирая высоту. При этом спуск со стороны Ивантеевки незначительный, перепад высот здесь едва достигает 25 метров.
Красный мост (трасса Р226, 657-й км).
На въезде в посёлок Знаменский слева от трассы можно увидеть старый каменный мост, который, несмотря на свой светло-коричнево-ржавый цвет, называется, судя по прикреплённой к нему табличке, Красным, хотя красная на нём разве что только и есть сама эта табличка. Оказывается, всё дело в том, что в годы Гражданской войны под этим мостом белочехи расстреливали красноармейцев (следы от пуль на опорах можно разглядеть и в наши дни), а некоторых бойцов даже сбрасывали с моста на штыки, установленные внизу, чтобы не тратить патроны – в память о воинах Красной Армии этот мост и получил своё название. Построенный в 1898-1901 годы из местного природного камня над пересыхающим руслом реки Сухой Иргиз (приток Малого Иргиза), которой не видно, потому что Иргиз Сухой, Красный мост прекрасно сохранился до наших дней, при этом движение автомобильного транспорта на трассе Р226 ещё относительно недавно осуществлялось именно по нему и было перенесено на новый мост лишь в 2005 году. Судя по свежим мокрым следам, оставленным на Красном мосту автомобильными шинами, по нему можно проехать и сегодня, правда недалеко – только до забора ближайшей автостоянки.
Посёлок Знаменский (трасса Р226, 658-й км).
Посёлок Знаменский был образован в 1929 году как совхоз «Тракторист», а поскольку его история началась меньше ста лет назад, то и на события она совсем не богата. Трасса Р226 проходит по западной окраине посёлка на протяжении всего лишь 1,5 км, однако на этом небольшом участке местным предпринимателям удалось разместить сразу несколько придорожных комплексов с автостоянками, мотелями, столовыми, ну и дальше всё по списку, как и полагается в таких местах, всякие там автосервисы, автомойки, шиномонтажки и прочее, так что если вы ещё не объелись по пути Мышиного горошка, то, как вариант, можно пообедать где-нибудь и здесь, хотя, в принципе, можно где-нибудь и не здесь – впереди ещё будет много различных вариантов для приёма пищи. Среди многочисленных рекламных вывесок и указателей стоянок дальнобойщиков едва заметен белый дорожный знак с названием посёлка, поэтому если вдруг нарвётесь здесь на штраф за превышение скорости, не рассказывайте потом, что не видели его – он здесь есть, а то, что его плохо видно, так смотреть нужно внимательнее.
Дорожный комплекс «Караван» (трасса Р226, 659-й км).
На выезде из посёлка Знаменский слева от трассы расположен красиво оформленный в восточном стиле дорожный комплекс «Караван», где есть отель, шиномонтажка и халяль-кафе (не путать с халяв-кафе) с блюдами, разрешёнными для мусульман, однако на его стоянке мы не заметили ни одной машины, а все двери в здания были закрытыми – возможно, это как-то связано с коронавирусом, а, может, и с какой другой заразой, запретившей его работу.
Возле крайнего справа здания, над входом в которое красуется вывеска «Арман», наверное, с именем хозяина этого дорожного комплекса или одного из его родственников, можно увидеть несколько интересных скульптур, среди которых лошади, барашки, деревянный колодец, телега с какими-то то ли бобрами, то ли сусликами, а то ли вообще кошками, и, конечно же, раз уж речь зашла о караване, верблюды, на которых можно прикольно сфотографироваться, но только если ваш вес позволит вам забраться на них, не уронив конструкцию, а вообще советую всё-таки не рисковать и оставить эту затею детям, чтобы не оправдываться потом перед Арманом за испорченные скульптуры.
У дорожного комплекса «Караван» установлен большой указатель со стрелочкой, куда нужно повернуть, чтобы проехать к местной мечети, и поскольку расстояние здесь отмечено небольшое, всего лишь 1 км, то сразу выезжать из посёлка Знаменский мы не стали, а решили прокатиться туда, свернув по указателю направо на улицу Карьерская. Название этой улицы, кстати, пошло не от успешных людей, поднявшихся вверх по карьерной лестнице, а от Ивантеевского каменного карьера, добывающего и выпускающего карбонатный щебень, доломит и химический камень для нужд дорожного и гражданского строительства. Ивантеевский карьер находится недалеко от посёлка Знаменский и является главным конкурентом каменных карьеров, расположенных у города Пугачёва. Несмотря на то, что указатель не соврал, и расстояние до мечети действительно составило лишь 1 км, быстро съездить к ней не получилось – улица Карьерская оказалась далеко не немецким автобаном, поэтому пришлось потихоньку переваливаться по её неровностям и ухабам.
Соборная мечеть (п.Знаменский, ул.Степная, 12).
Зато поехали мы точно не зря – Соборная мечеть в посёлке Знаменский, построенная в 1997 году и значительно реконструированная в начале 2000-х, как оказалось, является одной из красивейших мечетей Саратовской области, поэтому не увидеть её, оказавшись рядом, было бы просто непростительно, не понятно только, почему её возвели так далеко, на самой окраине посёлка. Обратно на трассу решили вернуться по дороге, идущей чуть севернее улицы Карьерская, вдоль промышленной железнодорожной ветки, проложенной в виде небольшого тупикового ответвления от магистральной ж/д линии Пугачёвск – Звезда прямиком к Ивантеевскому карьеру, однако эта автодорога, разбитая снующими туда-сюда перегруженными самосвалами со щебёнкой, оказалась не лучше самой улицы Карьерская, поэтому здесь нас тоже прилично потрусило, словно мы проехали по шпалам, присыпанным какой-то белой песочной пылью, которой, наверное, прилично надышались не только мы, но и воздушный фильтр нашего автомобиля.
Трасса Р226 Волгоград – Энгельс – Пугачёв – Самара, 661-й км.
Выбравшись из посёлка Знаменский, по разбитой трассе Р226 медленно поднимаемся в горку, продолжая труситься по «шпалам», выдавленным на асфальте, если его здесь так можно назвать, самосвалами, следующими с территории Ивантеевского карьера в Самарскую область. Высота дороги над уровнем моря достигает здесь уже 140 метров, увеличиваясь ровно в два раза относительно абсолютной высоты, зафиксированной на выезде из посёлка Знаменский (70 метров).
Юго-восточное ответвление оврага Андреев (трасса Р226, 667-й км).
Вскоре после поворота в бывший посёлок Малиновый, полностью опустевший в 2000-е годы, из-за чего его указателя на трассе больше нет, хотя на Яндекс.Картах он всё ещё обозначен как жилой, автодорога Р226 пересекает часть оврага, по которому проходит граница Знаменского и Николаевского муниципальных образований Ивантеевского района. Это юго-восточное ответвление оврага Андреев, которое наиболее интересно и необычно смотрится с правой стороны от трассы, чем-то напоминает воронку после взрыва упавшего большого снаряда – не иначе как мы можем наблюдать здесь последствия испытаний ракет с того самого засекреченного бункера, замеченного нами у первого поворота в Ивантеевку.
Трасса Р226 Волгоград – Энгельс – Пугачёв – Самара, 668-й км.
Тем временем трасса Р226 внезапно и приятно удивляет, представ вдруг перед нами в виде совершенно нового асфальтового покрытия отличного качества – такое дорожное полотно будет идти уже до самого конца Саратовской области, и даже чуть дальше. После многокилометровой тряски выехать на мягкую ровную дорогу – удовольствие особое и неповторимое.
Лиса (трасса Р226, 669-й км).
Среди невысокой травы заметили убегающую рыжую лисицу, а она заметила нас, и поэтому постоянно оглядывалась, чтобы посмотреть, зачем это мы вдруг тут остановились. Проезжая по автодорогам России, увидеть диких животных, среди которых чаще всего попадаются зайцы, лисы, суслики и косули, в принципе, не редкость, однако не так трудно встретить лису, как трудно её сфотографировать, пока она не убежала. От остановившихся машин дикие звери обычно тут же без оглядки уносятся прочь, и поэтому любопытная хитрая лиса, то и дело поглядывающая на нас, словно позируя – большая удача для фотографа.
Восточное ответвление оврага Андреев (трасса Р226, 669-й км).
Продвигаясь в северном направлении параллельно оврагу Андреев, проходящему в полутора-двух километрах к западу от трассы, то и дело можно наблюдать, как некоторые его восточные ответвления выходят прямо к дороге, открывая нам красивые пейзажи окружающей местности. Здорово смотрится глубокий овраг слева от трассы на 669-м километре, а его ориентиром служит убегающая лиса: когда будете проезжать мимо, ищите её в траве, как найдёте – овраг где-то рядом.
Село Николаевка (трасса Р226, 673-й км).
Последним населённым пунктом в Саратовской области на трассе Р226 является село Николаевка, основанное как поселение Хвощевка в первой половине XIX века переселенцами из центральной России. И поэтому если в наши дни у жителей этого села появляется возможность перебраться в Москву, то не надо там умничать, мол, понаехали тут – сами вы понаехали, а николаевцы просто возвращаются на свою историческую родину. Проезжая по окраине Николаевки, едва ли можно отличить её от предыдущего посёлка Знаменский – всё те же автодорожные комплексы на обочине, и абсолютно ничего интересного вокруг.
Безымянный овраг за селом Николаевка (трасса Р226, 675-й км).
Проехав Николаевку, находясь на высоте около 90 метров над уровнем моря, мы пересекаем безымянный овраг, и устремляемся вверх, прямиком в сторону Самарской области, до которой отсюда остаётся чуть больше 5 км. На этом промежутке трасса Р226 постоянно поднимается всё выше, доходя на границе двух областей уже до отметки 150 метров абсолютной высоты. Там и заканчивается региональная автодорога 63Р-00002 Ровное – Энгельс – Пугачёв – Николаевка, являющаяся частью бывшей трассы Р226 Волгоград – Энгельс – Пугачёв – Самара в пределах Саратовской области, и дальше эта трасса продолжится уже в виде другой региональной автодороги 36Р-069 Марьевка – Чапаевск – Самара, представляющей собой её завершающий участок, расположенный целиком в границах Самарской области. Однако, более интересно то, что на границе этих двух приволжских регионов мы выезжаем с территории Нижнего Поволжья и оказываемся уже в пределах Среднего Поволжья.
Пересекая безымянный овраг сразу за селом Николаевка, слева от дороги мы видим окрестности реки Малый Иргиз, протекающей где-то там, в самой глубине оврага. Исток этой реки находится примерно в 13 км отсюда, уже в Самарской области, и на протяжении нашего пути от Ивантеевки и до самого её истока мы ехали параллельно с ней на расстоянии, порой не превышающем 2 км, однако за всё это время саму реку Малый Иргиз, общая длина которой составляет 235 км, так ни разу и не увидели.
Также слева от дороги в безымянном овраге сразу за Николаевкой можно увидеть ещё одну огромную воронку, образовавшуюся, судя по моей шуточно-конспирологической версии, в результате взрыва от упавшей во время секретных испытаний ракет, запущенной с Ивантеевского ядерно-водородно-атомно-радиоактивно-химически-биологического бункера. А если серьёзно, то действительно интересно было бы узнать природу происхождения этой необычной впадины, образовавшейся на склоне оврага, словно вдавленной в него некоторой стихийной силой, преодолеть которую он был не в состоянии.
Читать следующую часть →
Читать предыдущую часть ←
В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом Вступление (начало путешествия)
Как собраться в длительное автопутешествие, если денег почти нет
Маршрут:
День 1 Ростов-на-Дону – Каменск-Шахтинский – Миллерово – Богучар – Петропавловка – Заброды
День 2 Заброды – Калач – Воробьёвка – Новохопёрск – Поворино – Пески
День 3 Пески – Балашов – Калининск – Лысые Горы – обход Саратова – Маркс
Регионы: Ростовская область, Воронежская область, Саратовская область …
Города: Богучар, Калач, Новохопёрск, Поворино, Пугачёв …
Автодороги: М4 «Дон», б/н Богучар - Калач - Поворино, А144 Курск - Воронеж - Саратов, Р226 Волгоград - Энгельс - Пугачёв - Самара …
Все части рассказа можно будет прочитать на моём канале «Дороги России».